Пчелы против меда, или ИИ против музыкантов

Интересное мнение Виржини Бергер.
В 2025 году «отмывание авторских прав» происходит не в тени, а
прямо на наших глазах. Сейчас существует растущая экосистема,
призванная «очеловечить» музыку, созданную с помощью ИИ, — ровно
настолько, чтобы её не было видно, — и выдавать за оригинальные
произведения, созданные человеком.
Как им это удаётся? Теперь создатели могут применять
последовательность преднамеренных преобразований к трекам,
сгенерированным ИИ, редактировать стемы в DAW, рандомизировать
тайминг, чтобы стереть роботизированную безупречность, обрабатывать
звук с помощью аналогового мастеринга и даже нанимать сессионных
музыкантов для перезаписи партий.
Некоторые сервисы открыто рекламируют эту предпосылку: загрузите
свою песню, созданную ИИ, мы очеловечим ее, и вы сможете
зарегистрировать ее для защиты авторских прав. Эти треки незаметно
попадают на стриминговые платформы, регистрируются в CMO и приносят
роялти, и все это без раскрытия информации, указания авторства или
согласия.
Один из пользователей Reddit недавно заявил, что заработал почти
1000 долларов всего за три месяца, загрузив 42 трека, созданных в
Suno после легкого редактирования в DAW. Другой анонимный продюсер,
описанный в Wired, сказал, что зарабатывает около 200 долларов в
месяц на каталоге «песен для задницы», созданных ИИ (прим.
редактора: это именно то, чего вы, вероятно, ожидаете), которые
размещаются в плейлистах Spotify. В создании треков не участвовали
музыканты, не было студий и не было оригинальных сессий записи.
Весь процесс состоял из текстовых подсказок, синтетических выходов,
небольших правок и беспроблемной монетизации.
«Сейчас существует растущая экосистема, призванная «очеловечить»
музыку, генерируемую искусственным интеллектом, — ровно настолько,
чтобы избежать обнаружения»
Недавнее расследование музыканта и исследователя Бенна Джордана
показало, что из 560 лучших песен и песен, выбранных сотрудниками
Suno, 549 уже монетизируются на стриминговых платформах. Это 98%.
Большинство из них публикуются на Spotify под фейковыми аккаунтами
исполнителей, выдающих себя за настоящих музыкантов, некоторые даже
верифицированы. Один из ярких примеров — трек, представленный
Джорданом, — набрал более 688 000 прослушиваний, что, по оценкам,
увело около 2000 долларов из фонда роялти Spotify, которые в
противном случае были бы направлены на поддержку музыкантов-людей.
И это не сбавляет обороты.
База исполнителей Spotify выросла примерно на 20% с 2023 по 2024
год — с 10 до 12 миллионов. Данные Luminate показывают, что
ежедневно на стриминговые сервисы загружается около 99 000 новых
песен, что составляет около 2,77 миллиона в месяц.
От подсказок к прибыли
«Очеловечивание» генеративной музыки — это не просто улучшение
звучания. Речь идёт об удалении отпечатков ИИ, обмане систем
распознавания и внедрении синтетических произведений в индустрию,
созданную для людей. На Reddit и YouTube вы найдёте подробные
рабочие процессы, объясняющие, как обойти Content ID YouTube,
фильтры DSP и систему определения авторских прав.
У всех этих создателей одинаковая схема действий:
1. Создавайте музыку на генеративных музыкальных платформах с
использованием искусственного интеллекта.
2. «Очеловечьте» его: добавьте шипение, квантизацию свинга,
возможно, перезапишите вокальную линию.
3. Загрузить через дистрибьютора, который по-прежнему считает
происхождение просто галочкой.
4. Получайте те же гонорары, что и студийная группа.
Их ставка такова: если файл выглядит и звучит «человеческим»,
правозащитные организации и платформы никогда не будут оспаривать
авторство.
Процесс отмывания следует предсказуемой логике. Пользователь
поручает генеративной модели ИИ сгенерировать трек. Вместо того,
чтобы загружать его в исходном виде, файл «очищается»: повторно
экспортируется с другим битрейтом, добавляется тишина, вставляется
дизеринг, удаляются артефакты и так далее.
В наиболее сложных сценариях некоторые компании предлагают полную
гуманизацию: настоящее исполнение композиции, созданной ИИ, с
участием живых музыкантов и подачу её как готовой к регистрации
авторских прав. Эти компании открыто рекламируют свой продукт как
«соответствующий требованиям авторского права» и «безопасный для
регистрации».
Самая продвинутая тактика отмывания — отравление модели. В
подпольных кругах пользователи обмениваются методами внедрения
вредоносного шума в выходные данные ИИ — неслышимых помех, которые
сбивают с толку классификаторы, не влияя на звучание трека. Эти
«микроскопические маскировки» предназначены для получения
ложноотрицательных результатов в детекторах ИИ.
Музыкальные платформы GenAI часто встраивают едва заметные
метаданные или заголовки, связанные с генерацией, — это не
формальные водяные знаки, но достаточно, чтобы предположить наличие
искусственного интеллекта. Руководства по отмыванию теперь
рекомендуют пользователям полностью удалять эти следы.
Дело не только в возможности обнаружения следов ИИ. Настоящая
проблема в том, что после очеловечивания, отравления, очистки и
повторного воспроизведения они часто совсем не похожи на ИИ. Именно
это делает отмывание таким эффективным. И к тому времени, как к
файлу прикасается дистрибьютор, DSP или CMO, криминалистический
след уже остывает.
«В андеграундных кругах пользователи делятся методами внедрения
вредоносного шума в результаты работы ИИ, которые сбивают с толку
классификаторы, не влияя на звучание трека».
|
</> |