Паяц смеется последним


Проще всего было бы сказать, что современная школа на уроках математики готовит бухгалтеров и составителей бесчисленных налоговых отчетов для бюрократического государства (так в советское время математиков частично ориентировали на артиллерию), но проблема шире, она в изменившемся мышлении. Для современного человека, столь ярко проявившего свою хомячковую сущность в комментариях к рассказу о фермерах и молоке, истин много, точнее, их нет вовсе, а вместо них – равнозначные мнения. Ты считаешь так, я – сяк, оба правы. Человек уже плохо понимает, что бывают абстрактные истины, поскольку он приучен существовать в мире изменчивых правил, относительную значимость которых ему разъясняют вышестоящие. Убеждать такого человека, что правила арифметики важнее мнения Любовь Сергеевны из налоговой – кощунственно. Знаменитый рассказ Алексея Березина про задачу нарисовать красные линии разными цветами был опубликован всего два года назад, а уже выглядит не гротеском, а вполне точным описанием реальности. Дважды два больше не равно четырем, потому что результат зависит от стоящей задачи.
В отсутствии истины, к познанию которой можно было бы стремиться, человек лишается и идеала.

Отказ от своего "Я" и подчинение законам общества потребления – таковы представления современного человека о своем месте в мире. Вот он, конец эпохи гуманизма. И в этом никто не виноват, это – закономерный результат разворачивания, цветения и отмирания концепции. Сто лет назад появилась относительность, начались "No! Pagliaccio non son!" и "Wieder hinaus ins strahlende Licht" – теперь следующий этап, когда правила арифметики устанавливаются начальством, а смысл жизни сводится к тому, чтобы хоть на миг оказаться рядом с каким-нибудь клоуном, который с гордостью произнесет: "да, я шут, я циркач, а ты кто?". Никуда не денешься – не отменять же Эйнштейна.
|
</> |