Пастух и землепашец

Брачные гимны, состоящие из диалогов жениха, невесты и иногда хора, были распространены в семитских культурах, Песнь песней - самый известный из них. Но я хотел бы обратится к гораздо более древнему аккадскому The Courtship of Inanna and Dumuzi. В нем много общего с Песней песен, но что еще интересно - это наличие в гимне про Иннану и Думузи пресечение с историей про Каина и Авеля. В гимне землепашец и пастух конкурируют за благосклонность Инанны, так же как землепашец Каин и пастух Авель конкурируют за благосклонность Яхве, причем в обоих случаях именно пастух добивается благосклонности. Но при этом речь явно не идет о конкуренции двух народов или о том что пастух богаче чем землепашец. Даже в описании сексуальных сцен, аналогия проводится и с землепашцем и с пастухом:
Инанна: Кто будет пахать мою вульву?
Кто будет пахать мое высокое поле?
Кто будет вспахивать мою мокрую землю?
Что касается меня, молодой женщины,
Кто будет пахать мою вульву?
Кто поставит там быка?
Кто будет пахать мою вульву?
Думузи ответил:
— Великая госпожа, король распахает твою вульву.
Я, король Думузи, буду пахать твою вульву.
но при этом
Думузи поделится с тобой своими жирными сливками.
То есть у нас нет оснований полагать что землепашец был именно объективно хуже пастуха или принципиально отличался от него. Возможно, пастух был этаким шумеро-аккадским ковбоем, очаровывающем шумерок и аккадок?
|
</> |