Паруса надо льдом
babyps — 21.12.2014Слово буер заимствовано из нидерландского языка: boeier - "полупалубное одномачтовое парусное судно".
Бу́ер — лёгкая лодка или платформа, установленная на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и оснащённая мачтой с парусами.
В англоязычной терминологии буер именуется как iceboat («ледовая лодка»).
Родиной буеров считаются Нидерланды, где первоначально лодки с парусами и коньками для перемещения по льду использовались для перевозки товаров, а также для зимних развлечений.
В России рыбаки Балтийского моря, Ладожского и Онежского озёр издавна использовали буера для промысла зимой, поэтому установить время их появления затруднительно.
Строительство буеров на верфях началось при Петре Первом. Известно, что царь в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и почти ежедневно катался на ледовом буере. Ледовые буера строились на Партикулярной верфи. Дочь Петра I, Елизавета Петровна также имела собственный буер и каталась на нём.
В XVIII веке этот вид спорта был занесён голландцами в их колонии в Северной Америке. В 1790 году в США появилось первое, как считается, специализированное место для занятий буерным спортом на реке Гудзон.
В Европе этот вид спорта стал популярным в Норвегии,
Швеции, Финляндии, Дании, Германии, Великобритании, Бельгии,
северных районах Австрии, Польше, а также в Российской
империи.
Большое распространение получили буера в Санкт-Петербурге при
развитии яхт-клубов в XVIII-XIX вв.
Буерные регаты проводились местными яхт-клубами в районе
Петергоф-Стрельна и собирали до 100 участников. Первая
буерная гонка на дистанции 32 версты прошла в 1882 году в устье
Невы.
Буера с большим успехом использовались в
ходе военных действий 1941—1944 гг. на Ладоге и Балтике.
Ленинградцы, пережившие блокаду, помнят ледовые яхты
военных лет с размещёнными на них пулемётами. Тогда из буеристов
были сформированы специальные отряды. Под парусом уходили бойцы в
разведку, через Ладогу переправляли раненых, перевозили
продовольствие и медикаменты, обезвреживали мины.
С конца 40-х годов XX века буеры строились в СССР централизованно для коллективов физкультуры.
________________________________________________________
Буер представляет из себя конструкцию крестообразной формы,
установленную на трёх или более металлических коньках. Один из
коньков (передний или задний) является рулевым и ставится на
корпусе. Боковые коньки помещаются на концах поперечного бруса.
Конструкция оснащена парусным вооружением типа КЭТ или ШЛЮП. На
современных буерах используется, как правило, один парус на одной
мачте, то есть вооружение типа КЭТ.
Особенностью буера является способность развивать скорость, превышающую скорость ветра от 2 до 5 раз, что достигается за счёт небольшого сопротивления трения стальных коньков о лёд.
Существуют буера на колёсах, которые иначе называются пляжными яхтами, способные передвигаться по пляжам с особо плотным песком. Также колёсные буера есть на соляных озёрах.
Основным материалом для постройки буеров является клееное дерево или пластик (корпус), углепластик или дерево (мачта) и сталь (коньки и оковки). Парус шьётся из прочной ткани полиант.
Скорость буера (в зависимости от класса) – до 40 км/ч
при движении в бейдевинд (когда угол между
направлением ветра и направлением движения составляет менее 90°) и
от 60 км/ч до примерно 120-150 км/ч при движении в бакштаг
(когда этот угол больше 90, но меньше 180°).
Зарегистрированный рекорд скорости движения буера по льду -
264 км/ч - был установлен Джоном Бакстафом в США на
классическом буере класса А "Мэри Б" с задним рулевым коньком и
небольшим стакселем на бушприте. Заезд проходил при ураганном ветре
в начале 30-х годов XX века. С тех пор этот рекорд не удаётся
превзойти, так как после Второй мировой войны гигантские буера
наподобие "Мэри Б" вышли из употребления, а современные,
относительно лёгкие буера не могут использоваться при ураганном
ветре.
В конце 1990-х годов была проведена матчевая встреча американских и российских буеров. Американские буера с мягким парусом и передним коньком отставали на полкруга (примерно 3 км) от русских буеров с мягким парусом и задним рулевым коньком, а от буера с жёстким аэродинамическим крылом под управлением Анатолия Лебедева на целый круг (примерно 6 км). Матч был проведён на льду озера Разлив в Сестрорецке.
________________________________________________________
Управление буером имеет много общего с управлением яхтой, но
требует специальных навыков в связи с особенностями корпуса лодки и
большой скоростью движения.
По ощущениям рулевого ветер на ходу дует всё время прямо навстречу,
и поэтому не каждый яхтсмен может сориентироваться на буере сразу.
Остановка буера осуществляется разворотом прямо против ветра.
Тормозные системы применять нецелесообразно, из-за угрозы попадания
в «штопор». Для управления буером требуется пройти соответствующий
курс обучения.
________________________________________________________
Международные правила буерного спорта, касавшиеся, в том
числе, допустимой формы лодки, были закреплены в 1853
году.
Международный союз буеристов был основан в 1928 году.
По буерному спорту проводятся Чемпионаты Европы и мира.
|
</> |