Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Седов.
all_collector — 07.05.2021
Барк "Седов" Барк – большое парусное судно со смешанным парусным вооружением. На всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты) барки вооружены прямыми парусами. Бизань-мачта несет косые паруса. Число мачт барка — три и более. После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк «Padua», ставший «Крузенштерном», барк «Gorch Fock», его новое имя «Товарищ-ІІ» и «Commodore Johnsen», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914). Марка Четырехмачтовый барк «Седов» Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5117, Номер марки SU 4986, Ивер и Телье SU 4852, Стенли Гиббонс SU 5172, Zagorskiy SU 5167. Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 30 x 42 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12 x 12½, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 32 Российская копейка, Тираж: 4 500 000, Художник: А. Аксамит |
«Magdalene Vinnen II» барк вышел отличным, в другое время стал бы родоначальником серии. «Magdalene Vinnen II» было несерийным судном, это был первый парусник в своём классе, изначально спроектированным и построенным, как судно с дизельным двигателем внутреннего сгорания на 400 л.с. Технические характеристики: тип судна- 4-х мачтовый барк корпус — стальной, клепаный водоизмещение — 6340 т грузоподъемность — 1382 т длина — 117,5 м ширина — 14,7 м высота борта – 8,72 м высота мачт от ватерлинии — 58 м осадка максимальная — 7,5 м план парусности — 32 шт (18 прямых и 14 косых) площадь парусов — 4 192 кв. м скорость под парусами — до 18 узлов двигатели — изначально 400 л.с., в настоящее время 2 800 л. с скорость на двигателях — 10 узлов число палуб – 4 (палуба юта, главная, нижняя, палуба платформы) число водонепроницаемых переборок – 6 число водонепроницаемых отсеков – 7 экипаж — 54 чел курсанты — в настоящее время 146 «Magdalene Vinnen II» во всей парусной красе. Косые и прямые паруса барка расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте. Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство рей выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 т. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 м, бизань-мачты — 54 м. Парусник был неплохо оснащён – здесь было и электроосвещение и опреснительная установка, радиостанция, неплохие для своего времени бытовые условия для экипажа. 1921- 1936 «Magdalene Vinnen II» Судовладелец Ф. А. Виннен предполагал, что «Magdalene Vinnen II» будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В то время корабль был четвертым по величине парусником в мире. В первый свой рейс барк вышел в 1921 году из Бремена через Кардиф, где загрузился углем и направился в Буэнос-Айрес. Путь в одну сторону он преодолел всего за 30 дней. «Magdalene Vinnen II» Под флагом Винена он успел дважды обогнуть мыс Горн и побывать в Чили. Были так же рейсы в Аргентину, Южную Африку, Австралию, острова Океании. Первые пятнадцать лет он ходил в соответствии с первоначальным планом своего владельца. Судно использовалось для перевозки угля, зерна и селитры и принимало участие в Большой Зерновой гонке, так называли период транспортировки на парусниках зерна из Южной Австралии, через мыс Горн в Корнуолл (Великобритания). Прохождение маршрута менее чем за 100 дней считалось успехом. «Magdalene Vinnen II» на хорошем ветру. Но вскоре наступили 30-е с их мировым экономическим кризисом. Большинство судов оказалось на приколе, а их команды – на бирже труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам. В 1936 году наступил черед и «Magdalene Vinnen II». 1936- 1945 «Commodore Johnsen» В 1936 году заказчик постройки «Ф.А. Виннен & Ко» обанкротился и судно перешло к «Норддойчер Ллойд», пережившей кризис благодаря государственным субсидиям. Барк был переименован в «Commodore Johnsen» в честь легендарного моряка Николауса Йонсена (1869-1930) прошедшего в этой компании путь от юнги до капитана. Компании нужен был учебный корабль для своих специалистов, но отказываться от коммерческой эксплуатации она не хотела. Практика тогда занимала 3 года. «Commodore Johnsen». Начало учебной деятельности. Судно немного перестроили: надстройки спардек и ют были соединены общей палубой, благодаря чему удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 практикантов, а в трюме была установлена цистерна питьевой воды ёмкостью 40 т, несколько расширен камбуз, под палубой юта оборудованы дополнительные санузлы. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки. Ради рентабельности, трюмы все же сохранили для перевозки грузов. Это довольно скоро аукнулось – всего год спустя, 3 марта 1937, у Азорских островов во время многодневного шторма который развился в ураган, барк чуть не погиб из-за смещения груза. До второй мировой войны барк совершил 8 рейсов. Во время войны находился в составе вспомогательного флота и использовался для доставки снабжения войскам под буксиром без мачт, барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. 1945- 1991 «Седов» По окончании войны, по договору о репарациях, барк «Commodore Johnsen» достался СССР и был переименован в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914). Георгий Яковлевич Седов (1877 — 1914). Состояние трофейного парусника было печальным, у ВМФ не было опыта эксплуатации таких судов, и перспектива его ждала неблагоприятная. В послевоенной жизни «Седова» были два сложных периода: 1945-1953 и с 1965-1973 года. Главным спасителем судна стал Петр Сергеевич Митрофанов, капитан «Седова» в 1948-59 гг. Благодаря ему и сохранился парусник. Он был отремонтирован в Кронштадте, и на нем было осуществлено первое обучение моряков работе с парусами. Первый пробный короткий рейс Ленинград-Балтийск состоялся в 1952 году, а с 1954-ого парусник уже выходил в Атлантику. В 1956 корабль прошёл переоборудование, и с 1957, оставаясь в учебном классе, «Седов» начал исполнять функции океанографического судна. Дело в том, что барк под парусами на ходу почти не рыскал на волнах и не имел вибрации на корпусе от двигателя, что было идеально для научного оборудования. До 1965 года у корабля была очень насыщенная научная океанографическая жизнь. В ходе исследований «Седов» и «Крузенштерн» совместными усилиями стерли немало «белых пятен» с карты Атлантического океана. "Седов" В 1957 году «Седов» был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов. Но впоследствии пальма первенства перешла к круизному пятимачтовому барку «Роял Клипер», построенному в 2000 году. Тем не менее, барк «Седов» до сих пор является самым крупным учебным парусным судном, что подтверждает диплом Книги рекордов Гиннеса. К концу 1965 года Военно-Морской флот, получавший в свое распоряжение специальные исследовательские суда-новострои, осознал, что парусники — хлопотное и сложное хозяйство. Было принято решение вывести «Крузенштерн» и «Седов» из состава флота, как непрофильные единицы. В конце 1965 г. барк был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки барка «Седов» стала Рига. И снова настал кризис. "Седов". Парусник оставался на приколе и медленно ветшал. На защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Призыв был услышан, и в 1973 году парусник ушёл на ремонт – сначала на Канонерский завод, потом в Кронштадт. При реконструкции старый 400-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., было поставлено электронное навигационное оборудование, установлены 500 тонн балласта в твердой форме, обустроены места для 146 учащихся. Был создан музей рассказывающий об истории судна и жизни его тёзки Георгия Седова, были оборудованы кино-, видеозалы. Ремонт и модернизация, в силу ряда причин, затянулись, и только в 1981 году были окончательно завершены, и парусник вернулся в строй. "Седов" В свой первый рейс в 1981, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, «Седов» сходил в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения Витуса Йонассена Беринга. Это было начало, за ним последовали не менее интересные рейсы. В 1983 впервые после передачи Советскому Союзу судно посетило родной порт Бремерхафен, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев. В 1984 «Седов» совершил плавание, приуроченное к юбилею – 400-летию со дня основания Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск к началу праздника. «Седов» стоял у Красной пристани, той самой, от которой когда-то на парусно-паровом судне «Св. Фока» начинал свой поход Георгий Яковлевич Седов. "Седов" и "Крузенштерн" часто встречаются на мировых и домашних регатах. В 1986 «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником. В 1987 барк установил в Средиземном море официальный зафиксированный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. В 1988 учебное парусное судно «Седов» в Регате Колумба занял первое место. 1991- наше время «Седов» В 1990 году в Прибалтике набрали силу сепаратистские течения, и стало ясно, что неминуемо произойдет отделение республик вместе с имуществом. Барк был передан Мурманскому моручилищу (с 1996 – Мурманский Государственный Технический Университет), а потому с распадом СССР делёжки собственности не произошло. С 1992 по 1999 год «Седов» участвовал в регатах «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе место, в 1994 году — третье место, а в 1995 году — первое место. Во время этих гонок бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль! Когда паруса «Седова» наполнены ветром, он быстр и неудержим, и соперничество с ним вряд ли под силу какому-либо современному паруснику. В июле 2000 г. наша страна вновь могла лишиться своего корабля. «Седов» получил приглашение в Брест (Франция) для участия в международных гонках. Прибыв туда, он был арестован по иску швейцарской компании за долги российского правительства. Это событие вызвало дипломатический скандал. К счастью, дело было прекращено по постановлению французского суда, решившего, что корабль является собственностью независимой организации и потому не несет ответственности за государственные долги. В 2004 году «Седов» принял участие в съёмке немецкого художественного фильма «Трагедия Памира» (Untergang der Pamir). Именно для фильма барк сменил свою белую окраску. Корпус барка был специально перекрашен для съемок в соответствии с цветами флага Германской империи: черный (корпус над водой), белый (в районе ватерлинии над водой) и красный (подводная часть). После завершения съемок Седов сохранил свои новые цвета корпуса. "Седов" в старом немецком образе. В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции. 23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса – так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались. В 2012-2013 гг. «Седов» совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий, пройдя за 394 дня 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км). Кругосветка В 2019 году «Седов» принял участие в экспедиции «Паруса мира». Она стартовала 1 ноября 2019 года, когда учебный фрегат «Паллада» вышел из Владивостока и через Тихий океан направился к побережью Чили. 8 декабря с отплытием из Калининграда барков «Крузенштерн» и «Седов», взявших курс на запад, начался второй этап масштабной и уникальной акции. "Седов" после очередного ремонта снова стал белоснежным. Путешествие российских парусников было приурочено к 75-летию Победы и 200-летию открытия экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева шестого континента, в связи с чем экспедиция имела второе название – «Антарктическая». Следуя разными маршрутами, в феврале парусники встретились у острова Южная Георгия в Атлантическом океане, где в декабре 1819-го шлюпы «Восток» и «Мирный» повернули на юг, к неизвестной тогда Антарктиде. Здесь в память о Великом географическом открытии, совершенном русскими моряками два века назад, корабли совершили 200-мильную регату под парусами, победу в которой в трудных штормовых условиях одержал «Крузенштерн». Российские парусники «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» в Южной Атлантике (февраль 2020 года) Всего с 1966 по 2016 год судно совершило около 100 учебных рейсов и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно. Немного коллекционной продукции На этом конверте штамп больше похожий на экслибрис, посвященный старшему рулевому барка «Седов» Александру Константиновичу Михайлову – человеку, который через всю свою жизнь пронес в душе любовь к морю и парусам! На барке он работал с 1976 по 2011. Через его руки прошли тысячи мальчишек, получивших у Константиныча (так называли его на судне) первый опыт управления парусником, первые уроки поклонения морскому делу и океанской стихии. Конверт отличный, сделан с душой. "Седов" постоянно участвует в различных акциях Очередной оборотень :) значок в виде марки. Золотая монетка к 80-летию корабля. Тяжёлая. И серебряная, тоже не лёгкая, в кошельке носить не удобно. Даже странно, что с разными реверсами. Открытка. Очень похоже на картмаксимум, но ракурсы кораблей разные, нельзя назвать их идентичными. Грустный финал. На этой марке из серии «Учебный парусный флот СССР» я заканчиваю обзорные посты по данной тематике. Но грущу я вовсе не оттого, что закончилась серия, а потому из шести рассмотренных учебных судна три сделаны в Германии, одно в Англии, ещё одно в Финляндии и только одно на территории Российской Империи, да и то в Прибалтике, совсем не русской территории. А может и не стоит грустить? После Крымской войны Россия перестала строить парусные корабли, как бесперспективные в военном плане и перешла на пароходы, а старые парусные Российские эскадры дохаживали свой век в других акваториях. Последний линейный корабль Балтийского флота Российской империи был спущен на воду в 1860 гуду, назывался он «Император Николай I», имел на вооружении 111 орудий, но был уже гибридным — парусно-винтовым. Проходил в составе флота он только 14 лет, в феврале 1874 года он был исключен из списков судов флота. Больше никакой информации о крупных парусных кораблях, созданных на российских верфях, я не нашёл. Если кто-то знает больше, с удовольствием послушаю. Или дайте ссылку, почитаю. Основная информация взята с этого замечательного сайта https://sailngstamps.ru/2017/03/sedov/ Немного тут http://narpolit.com/novost-dnya/parusa-mira-nad-arktikoj-bark-sedov-projdet-severnym-morskim-putem |