рейтинг блогов

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА. ТОВАРИЩ КЛЕМАНСО

топ 100 блогов roman-rostovcev16.07.2024

Вслед за Большой Советской энциклопедией Парижскую коммуну принято называть первой пролетарской революцией, что уже довольно странно даже стилистически. Никто же не называет Временное правительство князя Львова буржуазной революцией в России, поскольку правительство, как и коммуна, это некий управленческий орган, в то время как революция это как раз процесс свержения всех и всяческих государственных органов. При этом, аудитория БСЭ знала толк в революциях, поскольку энциклопедию начали выпускать с 1926 года и в целом завершили в 1947 году. 

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА. ТОВАРИЩ КЛЕМАНСО

Читатели БСЭ, даже если сами не принимали участия в самых настоящих революциях 1905-07 годов, Февральской и Октябрьской 1917 года революциях в России, привыкли отсчитывать ход революции по взятиям разного рода правительственных учреждений. Взятие Бастилии, взятие Тюильри, взятие Зимнего. Это насильственный, ярко выраженный  слом существующего порядка, это баррикады на Красной Пресне и уличные бои. И нельзя сказать, что в истории Парижской коммуны не было баррикад и уличных боёв. Но они были уже потом, после того как версальские войска начали штурм Парижа в кровавом мае 1871 года. А вот свержение государственной власти  в марте 1871 года обошлось без этих привычных советскому человеку проявлений революционного процесса. 

«Попытка правительства Тьера обезоружить пролетарские районы (округа) столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии, предпринятая в ночь на 18 марта, провалилась. Солдаты отказались стрелять в народ, национальные гвардейцы дали отпор правительственным войскам и, перейдя в наступление, заняли правительственные учреждения. Правительство Тьера бежало в Версаль». Вот и вся революция по версии Большой Советской энциклопедии. 

А вот как описывает события Советская историческая энциклопедия: 

«В ночь на 18 марта пр-во А. Тьера предприняло попытку обезоружить пролет. округа столицы (Монмартр, Бельвиль и др.), вывезти находившиеся там пушки и арестовать членов ЦК Нац. гвардии. Но попытка обезоружить рабочий Париж провалилась. Солдаты отказались стрелять в народ, нац. гвардейцы пролет. округов дали отпор правительственным войскам и, перейдя в наступление, заняли правительственные учреждения. Тьер и его министры бежали в Версаль (17 км к З. от Парижа); туда же были отведены и правительственные войска».

Такое краткое и в то же время скомканное описание Первой Пролетарской Революции выглядит довольно странным. Казалось бы в ней каждая крупица, каждый эпизод имеет, как говорили коммунистические историки, всемирно-историческое значение. Имя каждого пролетарского революционера 1871 года заслуживает того, чтобы быть навечно запечатленным на скрижалях истории или, по крайней мере на страницах Советской исторической энциклопедии. Но нет. Советские энциклопедии навеки запечатлели лишь одно имя — Тьера, правительство которого «бежало в Версаль». 

Мы, конечно, знаем и помним имена Варлена, Деликлюза, Курне, Домбровского, Гаррибальди-младшего и даже нашей соотечественницы Екатерины Дмитриефф, но все они известны по их участию в деятельности самого первого в мире «пролетарского правительства». О том, кто и как свершил революцию 18 марта 1871 года мы не знаем ровным счётом ничего. По крайней мере мы не можем почерпнуть эти знания из советских энциклопедий, которые и должны были бережно хранить каждое имя героев этой предвозвестницы Октября.

Если же вдаваться в подробности, то самое большее, что мы можем найти в изданных в СССР научно-публицистических книжках о Коммуне,  это перлы такого содержания:

«В рядах солдат раздался голос. Это был голос сержанта Вердаге, которого расстреляли впоследствии в Сатори скорее за этот акт неповиновения, чем за дело на улице Розье . Как бы в ответ Леконту, он кричит солдатам: «Товарищи, бросайте оружие»! Тотчас же несколько солдат бросают ружья на землю. Слышится металлический звук падающего на землю оружия. В ответ раздаются радостные восклицания. Национальные гвардейцы поднимают ружья прикладами вверх и кричат: «Да здравствует пехота!» Женщины бросаются к солдатам, обнимают и целуют их. С обеих сторон потрясают ружьями, кепи. Обмениваются рукопожатиями. Национальные гвардейцы протягивают солдатам, которые пока еще вооружены, свои табакерки, берут их шаспо. Офицеров оттесняют, окружают, обезоруживают» (Жак Дюкло «На штурм неба. Парижская коммуна – предвестница нового мирового порядка»).

Сразу же после рассказа об обмене табакерками уважаемый Ж. Дюкло переходит к процедурному вопросу: «Вечером 17 марта Центральный комитет собрался на заседание; он назначил следующее заседание на 18 марта в 11 часов вечера. И лишь незадолго до этого члены Центрального комитета встретились и отправились в Ратушу, где и заняли место бежавших правителей». 

Некоторые подробности событий на Монмартре можно найти в зарубежных изданиях, но речь пока не о них.  Сейчас же  просто отметим для себя тот красноречивый момент, что советские историки, которые в первую очередь должны были разносить по миру правду о первой пролетарской революции, сами себе заткнули рот фразой «Солдаты отказались стрелять в народ, нац. гвардейцы пролет. округов дали отпор правительственным войскам и, перейдя в наступление, заняли правительственные учреждения». Самый ключевой эпизод революции, то есть попытка генерала Леконта вывезти пушки с Монмартра упоминается вскользь, очень неконкретно и вообще заключен в скобки. О расстрелах генералов Леконта и Тома тоже не упоминается.

Можно сказать, что энциклопедии присуща краткость изложения, ради которой сокращаются не только события, но даже слова (нац. гвардейцы пролет. округов, пра-во Тьера). Но вот о событиях уличной борьбы во время Февральской революции 1917 года в России та же БСЭ пишет очень подробно, а ведь та революция не была даже пролетарской!

Нужно сказать, что советская пропаганда, тем более мимикрирующая под академическую историю, в целом избегала прямой и недвусмысленной лжи о событиях, особенно если её можно было легко опровергнуть. О Парижской коммуне до революции издавались (в том числе на русском языке) статьи и книги, прямо перевирать какие-то известные события и факты ранние советские историки избегали. После установления советской власти переводились и книги французских авторов по рассматриваемой нами теме. Их тщательно редактировали, опять же избегая прямой лжи, но стараясь тщательно запутать само дело. 

Скажем, уже цитированная нами  книга Жака Дюкло «На штурм неба» была издана на русском языке издательством  «Иностранная литература» в 1962 году. Издательство характеризует автора как видного деятеля французского и международного коммунистического движения, члена Политбюро Французской коммунистической партии. Товарищ Дюкло благоразумно не рассказывает о расстреле генералов Леконта и Тома, вскользь упоминая только о неком «деле на улице Розье» за которое был расстрелян сержант Вердаге. А вот в  примечании редакции указано что «Вердаге был расстрелян 22 февраля 1872 года по приговору Версальского военного суда за участие в казни генералов Леконта и Клемана Тома».  Из употребляемого термина «казнь» можно сделать вывод о том, что генералов расстреляли по приговору какого-то уполномоченного Коммуной органа, хотя прямо об этом нигде не говорится. Да и вообще из текста  неясно, как, когда и кем  были казнены эти генералы, поскольку расстрелы версальцев практиковались Коммуной в основном в последующие периоды её деятельности. 

 Я уже писал о том, что именно убийство двух генералов и было революцией Парижской коммуны. Никаких других столкновений с правительственными войсками, достойными такого громкого названия, в истории этой революции не было. Не обмен же табакерками с солдатами правительственных войск считать восстанием пролетарских масс Парижа. Но именно этот ключевой момент, достаточно известный в историографии Парижской коммуны, всячески замалчивался, затушевывался, прятался  за скобками, выносился из текста в невнятные комментарии. А сегодня мы уже видим прямую ложь об убийстве генерала Леконта собственными солдатами прямо во время его попытки залпами разогнать толпу. 

Что ж, вступление опять затянулось, и мне пора перейти к именам политических деятелей, которые и совершили славную пролетарскую революцию в Париже, первую из череды последующих пролетарских революций, её провозвестника и образец для подражания. 

И первое из этих имён — премьер-министр Французской  республики в 1906 - 1909 году, вновь назначенный на этот пост в знаковом для мира 1917-м году, председатель Парижской мирной конференции, подводившей итоги Первой мировой войны, архитектор всей Версальской системы мирных договоров, Жорж Бенджамен Клемансо. Именно в его подчинении, как революционного мэра XVIII округа Парижа, включающего в себя Монмартр, в марте 1871 года был Комитет бдительности Монмартра на улице Розье — последний пункт назначения на пути генерала Леконта, покинуть живым который ему уже не удалось.  

Продолжение следует... 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы живем недалеко от Павелецкого, так что каждый день по сто раз на дню приходится идти мимо пестрой толпы. Пассажиры, офисные клерки, которые работают в деловых кварталах и праздношатающиеся типа меня. А также толпа зазывал, которая хором выкрикивает: Волгоград, Саратов, Воронеж, ...
#Внезапная_историческая_минутка В опросе победили гладиаторы. Поэтому поговорим о них. Гладиаторские бои пришли в культуру Рима от этрусков. И изначально это было не что иное, ...
Мосгордума вводит штрафы за «унижение достоинства народов РФ» Мосгордума рассматривает поправки в КоАП, предусматривающие штрафы от 500 рублей до 2 тысяч гражданам, которые «унижают достоинство народов, проживающих в РФ». Должностным лицам, ...
Ладно. Раз уж так пошло, продолжим тему. Итак, в эфире опять наша любимая рубрика "Маляры зачеркнуто русские либералы - кто они?" Вот тут все спрашивали, а почему, собственно, в Украину не пустили главного редактора телеканала RTVI Алексея Пивоварова? Он же против Путина и вообще. ...
"у сотика есть фотик" и режим макросъемки Листья у нас опадают вот такими, не пожелтевшими, а жухлыми ...