Паразитский маркетинг
fintraining — 18.11.2014 Получил рассылку, выпущенную по итогам питерского семинара Левитаса, в которой приводятся его некоторые «маркетинговые советы».Один из маркетинговых советов выглядит так (цитирую из рассылки дословно):
- «Владелец зоомагазина пригласил учеников окрестных школ на
экскурсию по его магазину в рамках урока природоведения. В конце
экскурсии каждый из детей получил подарок - живую золотую рыбку в
полиэтиленовом пакете с водой и брошюру с информацией о том, как за
этой рыбкой ухаживать. В результате родители многих из этих детей
вынуждены были купить для рыбки аквариум, аэратор, водоросли,
специальный корм и другие товары, совокупная стоимость которых в
сотни раз превышала стоимость самой рыбки.»
С.С.:
Скажите, это только мне одному кажется, что это не маркетинг, а скотство и издевательство над животными, детьми и их родителями?
Попробуйте поставить себя на место родителей этого ребенка. Представьте себе, что такой фокус проделали с вами. Какие чувства и желания вызывает у вас такой «маркетинг»?
Лично у меня эта ситуация вызывает желание сделать продавцу что-нибудь нехорошее всеми доступными мне способами. От законных, вроде кляуз в природнадзор, СЭС, пожарную и налоговую инспекции и пикета партии «зеленых» у входа в магазин, до не самых законных, вроде разрисовывания магазина баллончиком с краской и закидывания тухлыми яйцами силами проплаченных местных гопников.
Потому что зло должно наказываться. Даже если формально оно не нарушает закона.
Аналогичные чувства у меня возникают по отношению к «маркетологу», который дает такие советы. Для меня это не «маркетинг», а скотство.
А вот Левитас, как видите, считает такие приемы нормальными и допустимыми, называя это «маркетингом».
Тогда нужно понимать, что любые маркетинговые приемы условно делятся на две части. Я их для себя называю следующими терминами:
- Партнерский маркетинг
- Паразитский маркетинг
Главное отличие этих подходов друг от друга в следующем:
Партнерский маркетинг ставит на первое место задачу удовлетворения интересов клиента, т.е. работает по принципу «win-win». В результате сделки и продавец и покупатель остаются довольны, причем не только в момент сделки, но и после ее окончания. Главный принцип партнерского маркетинга – изучение интересов клиентов для их наиболее полного удовлетворения. Другими словами, «Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента» (Питер Друкер).
В отличие от него, паразитский маркетинг ставит на первое место интересы продавца, которому нет нужды заботиться об интересах покупателя, а есть задача любыми способами впарить свой товар. В этом случае маркетинг и продажи превращаются в игру «win-lose», при которой прибыль продавца растет за счет продажи покупателю товаров, ценность и нужность которых для него сомнительна. В том числе путем давления, психологических манипуляций, приукрашивания действительности или даже прямого обмана.
Собственно, в работах отцов-основателей маркетинга вроде Питера Друкера или Филипа Котлера маркетингом изначально назывались именно подходы партнерского маркетинга. А для паразитского маркетинга, с моей точки зрения, правильнее было бы подобрать какое-нибудь другое слово: не «маркетинг», а, скажем, «впендюринг». Когда главное – это «больше денег от вашего бизнеса» любой ценой, а главный аргумент в пользу сомнительных маркетинговых фишек – «это тоже работает».
Ну да, это тоже работает. Можно раздавать бесплатно золотых рыбок, не думая о том, как их возможная гибель отразится на психике детей.
Только когда разъяренные родители придут бить стекла вашего магазина, задумайтесь, что это тоже может быть следствием применяемых вами "маркетинговых приемов".
25 ноября – Сергей Спирин, «Основы управления инвестиционными рисками»
1 - 5 декабря – Сергей Спирин, «Формирование инвестиционного портфеля»
9 - 10 декабря – Сергей Спирин, «Личный инвестиционный план»
Другие мои ресурсы: ■ Facebook ■ ВКонтакте ■ Twitter ■ YouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы
|
</> |