Парашютная вышка в парке Кирова. Из цикла "Война глазами обывателя".

топ 100 блогов internasionale13.07.2013 Теги: Дуда Старик сидел на ступеньках парикмахерской возле «Дома моды». Аккуратный такой, ухоженный старик: подстелил газетку, белая рубашка, тщательно расчесанная седая борода, довольно густые, такие же седые волосы, чистое, по-стариковски белое лицо. Прямая горделивая осанка. Да что там говорить ‒ он был попросту красив, этот старик.  Похож на Леонардо де Винчи с репродукций. И картонная коробочка с мелкими бумажными деньгами, стоявшая у его ног, казалось, не имела к нему никакого отношения. Но коробочка принадлежала ему. Когда прохожие что-то в нее бросали, старик искоса поглядывал в нее, не обращая никакого внимания на тех, кто бросал. Это был гордый старик. Совсем не похожий на обычных попрошаек.

Стояла долгая теплая грозненская осень 91-го года. Осень хаоса и бандитского беспредела. Осень митингов, становящейся привычной непрерывной стрельбы, уличных стычек и потасовок.

Зарплату больше никому не платили, пенсий никто не получал.  Но просящие милостыню старики тогда еще были редкостью. Тем более такие.


Я подошел к старику, но не положил в коробочку, а протянул ему крупную купюру. Просто показалось, что унижу его, если вот так вот походя, брошу деньги. Купюра, в самом деле, была крупная. Почувствовав ее в руке, старик впервые за все время, что я за ним наблюдал, поднял глаза. Я никогда не видел таких ясных глаз у стариков. Ярко-голубые пронзительные глаза.  Старик смотрел не моргая, словно хотел прочесть все мои мысли. Видимо мысли мои были в тот момент хорошие и старик заговорил:

‒ Благодарю вас молодой человек, но мне неловко брать так много.
Говорил он тоже очень твердым голосом уверенного в себе человека.

«Да кто ж ты такой?» ‒ подумал я. Почему-то вспомнился Киса Воробьянинов из «Двеннадцать стульев», просящий подаяние на французским языке. Но сейчас мне этот персонаж совсем не казался смешным.

‒ У меня же хорошая пенсия, молодой человек, ‒ говорил между тем старик на безупречном, книжном языке образованного человека. ‒ Не носят теперь пенсию.

‒ А дети? ‒ спросил я.

‒ Нет уже детей и жены уже нет.

Старик сказал это без малейшей горечи в голосе, ровно и буднично. Но я в слове "уже" все равно почувствовал  горечь.

‒ Когда-то я был знаменитостью.

‒ Да? А чем вы занимались?

Я был окончательно заинтригован.

‒ У меня редкая профессия, молодой человек. Я строил парашютные вышки. Я их понастроил по всему Союзу великое множество. ‒ Вы помните вышку в парке Кирова?

Я не помнил, но зачем-то кивнул.

‒ Ее тоже я построил. Было время, меня на руках носили. Секретари обкомов друг у друга переманивали. Что только ни делали, чтобы меня заполучить. В газетах обо мне писали.

Старик, чуть помолчав, вдруг погрустневшим голосом добавил: 

‒ Все прошло, как будто ничего и не было.

‒ Я журналист. Если у вас как-нибудь будет время, я бы хотел написать о вас, ‒ сказал я неуверенно, лихорадочно соображая, как заинтересовать редактора темой одинокого старика в стране всеобщего сумасшествия.

‒ Так вы журналист?! ‒ неожиданно оживился старик. ‒ Вы мне должны помочь. Пожалуйста, скажите Дудаеву, пусть он прикажет, чтобы мне пенсию приносили. В России меня никто не ждет, я здесь прожил жизнь и умереть хочу здесь. Вы ему скажете?! Обещайте же что скажете! Дудаев ‒ генерал. Он поймет. ‒  Старик говорил срывающимся голосом, уже почти кричал.

Не было в нем больше той величавости, так меня поразившей вначале.  Только глаза оставались прежние,  пронзительно голубые. Нет. Глаза тоже изменились. Теперь это были глаза обиженного ребенка, знающего, что обидели его ни за что, по недоразумению и ожидающего, по детской своей непосредственности, что недоразумение должно быть устранено.

Я растерялся от этой неожиданной перемены:

‒ Я обязательно передам ваши слова Дудаеву, ‒ трусливо начал уходить от старика.

‒ Обязательно скажите. Только не забудьте про парашютную вышку в парке Кирова сказать. Но как вы меня найдете? Вы ж адреса не знаете.

Я вернулся и покорно записал адрес. Я, при всем желании, ничего не мог передать Дудаеву. Думаю, что образованный старик,  в глубине души, знал об этом.
Да и произойди чудо и попади я к генералу, чтобы рассказать об удивительном старике:  кому  нужен   какой-то старик, строивший парашютные вышки?  Он был всего лишь осколком,  по какому-то недоразумению пережившим свое время ‒ время парашютных вышек в парках культуры и отдыха. Для  нахально взявших себе право вершителей чужих судеб, такие как он были микроскопической величиной, можно сказать - вообще не величиной. Можно сказать его и не было вовсе. Они создавали свой, новый мир. Ему в этом мире не было места.

Я его больше никогда не видел. Куда-то затерялся в бесконечных переездах адрес на клочке бумаги. Забылись имя и фамилия. Но не забылись ярко-голубые глаза  старика. Глаза незаслуженно обиженного растерянного ребенка.  Я их помню и сейчас, спустя 20 лет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Разорить буржуев. А то они поднимают цены на недвижимость, получается квартиры дорогие что ни на какой работе столько не дают, продал квартиру и живешь счастливо лет дцать, москвич может продав квартиру доставшуюся по наследству дауншифтерить  где то во Владимире и области . Не ...
80 лет назад, 29 ноября 1941 года, в подмосковной деревне Петрищево нацисты казнили бойца диверсионно-разведывательного отряда Западного фронта Зою Космодемьянскую. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Какой ...
Именно тогда мы просто не вылезали с концертов. Штоколов в 73 года. В Екатеринбурге. Андрей Миронов в странном казахстанском городке. Рихтер в том же самом городке. Ярослав Евдокимов в Екатеринбурге. Фрэнсис Гойя в Екатеринбурге. Александр Дольский в Екатеринбурге. ...
Вчера просидев до 3 часов дома я все таки решила пойти и посмотреть на праздничное мероприятие в день города.Посмотрев в афише какие ожидаются мероприятия ,решила пройтись по бульварам - "Бульварам Искусства". Задумка была отличная,но вот ...
У меня до сих пор сбой по времени, хотя я вернулась уже 4 дня как. Извините за поздний пост :) Просто одним кадром. Рефлексия, так сказать... #90фотодня #остаёмсязимовать ...