ПАРАДОКС МАРКА ЗАХАРОВА

Его кино мало на что похоже. Оно похоже не театр. Раньше в советском кино было много аналогов: “Покровские ворота”, “Соломенная шляпка”. А сейчас этот ручеек почти иссяк. В какой-то степени это скетчи “Осторожно Модерн”, “Городок”, Лапенко, особенно Лапенко, Кира Муратова особенно во “Второстепенных людях”, Эльдар Рязанов особенно в “Ключе от спальни”. За границей это Уэс Андерсон, немножко старый Шиян в фильме “Марафонцы бегут круг почета”, отдаленно “Смерть Сталина” и очень отдаленно Кори Маккаби.
Если внимательно посмотреть на сюжеты Захаровских фильмов, то сразу бросается в глаза, что почти все персонажи в них – ДУРАКИ. Да забавные, да обаятельные, но все-равно изумительно тупые на грани медицинского диагноза люди.
Плебсу противостоят личности. Они сияют в заоблачной вышине и ведут себя Боги. Таков Янковский в образе Мюнхгаузена. Он один умный. Вся Германия (СССР) патентованные идиоты. Жена его не столь очевидная дура, но все-равно дурочка.
В “12 стульях” все дураки кроме блистательного Остапа Бендера, но и того в конце фильма Киса Воробьянинов оставляет в дураках. Высмеивается вся Россия, а точнее СССР 1927 года даже в большей степени даже, чем у Ильфа и Петрова. Партийное функционеры, пламенные комсомольцы, батюшки, любвеобильные фемины, молодые авантюристки, шахматисты, автомобилисты, пикейные жилеты, белое подполье, бывшее дворянство. Не так, кстати, в “Золотом Теленке” у Швейцера. Там комсомольцы, если уж и не такие мудрые как Остап, но все-таки и не дураки.
В “Формуле любви” русские все дураки до единого. Итальянцы поначалу кажутся поумнее. Но несмотря на весь свой трехгрошовый оккультизм и блеск остроумия оказываются в дураках перед русской посконной тупостью (тысячелетний мудростью) в образе доктора Броневого.
В “Убить Дракона” вся Россия (а тут сомнений быть, не может, что изображена Россия) не только сказочно тупа, но еще и раболепна, и невероятно труслива. Дракон – мудр, но подл. Умен Ланцелот, но он несчастлив. Эти двое всегда в меньшинстве. Вот Альфа и Омега Захаровского этоса. У Захарова вопрос стоит ребром. Личность против Тупого Быдла. В океане быдла восхищение заслуживают лишь отдельные острова: Остап Бендер, Писатель, его жена, Ланцелот, Мюнхгаузен, ну еще пару-тройку героев.
|
</> |