Парад Победы
dicaine — 10.05.2010
Ангеле Меркель наверняка было неуютно стоять на трибуне Красной
площади, наблюдая парад, посвященный поражению ее народа во Второй
мировой. Вероятно, в утешение ей сборный военный оркестр грянул
«Девятую симфонию» («Оду к радости») Бетховена.В моей жизни был
эпизод: когда именно 9 мая я оказался в Берлине и что ж - поздравил
немцев с нашей победой. В 7 утра заехали на автобусе на немецкую
заправку. На одинокой фуре рядом лежит исполинская кукла певички из
кабаре в красном декольтированном мундире. Наверное, она из
Луна-парка. Дама залихватски приставила два пальчика к цилиндру.
Очень такая вся немецкая. Как из фильма с участием Марики Рок. В
утренних сумерках бреду к шопу. Вот, думаю, идет какая-то немецкая
морда. Подхожу ближе - это морда из нашего автобуса. В кафе под
стеклом гигантский бутерброд с огурцами, помидорами и сыром.
Называется мультикайзер, размером он с небольшое бревно. Ел я его
пока не устал. Им неделю можно питаться. Поглощаю с трудом -
заваливают с заинтригованными рожами наши. Испытывающе таращатся на
меня - явно хотят узнать как выглядят настоящие немцы. Наконец в
жующем немце разочарованно узнают меня: «А! Знакомые все лица!» В
девять утра въезжаем в Берлин. Город абсолютно пуст. Создается
впечатление, что он не населен! Эпидемия?! Или наоборот, они
получили предупреждение, что к ним движется автобус из
Чернобыльской зоны? Выясняется, что 9 мая, как ни парадоксально, у
них тоже выходной - сороковой день после Пасхи. Первых, кого мы
встречаем в столице Германии, - велорикши-арабы. И вид у них
восточный, и средство передвижения. Картинка, словно из Индии. В
салоне автобуса звонок мобильного телефона. Солидный бородатый
мужчина кричит в трубку: «Марина! И тебя тоже с праздником. Я в
Берлине!» Фраза прозвучала с претензией. Мол, ты что, не в курсе,
что 9 мая я с друзьями всегда праздную в Берлине. Автомобильчики на
улицах стали совсем карманными. Прямо детские стульчики на колесах!
У светофора, наконец, узрели первых коренных немцев: два крупных
пожилых господина с багровыми лицами в светлых рубашках и бежевых
брюках. Стоят строго и несколько чопорно, не шевелятся на красный.
На огромном черном здании за ними, словно космическая телеантенна,
крутится знак «Мерседеса». Наша группа захвата отправляется на
взятие Берлина. На газонах нашей Юахим- Шталлер-Штрассе те же
одуванчики, что и на киевских, только в окружении ювелирных
ромашек. Слышны крики. Ссорится любовная парочка. Он - слегка
панкующий паренек. Волосы собраны к центру подбритого черепа и
вскрыты лаком, дабы красота обрела устойчивость. Она - в джинсах,
на высоких каблуках. На ее миниатюрных бедрах болтается ремень в
виде ковбойского патронташа. Двигается эротично, при таких
минимальных параметрах бедер - максимальная амплитуда раскачивания.
Оба явно с похмелья. Девушка кричит так, что закладывает уши.
Выясняются две вещи. Во-первых, немецкий будто создан для разборок
- ругань звучит органично и мощно. Для склок немецкий гораздо
больше подходит, чем для песен. А во- вторых, если немцам что-то не
нравится (мы не раз потом в этом могли убедиться) - они не
стесняются и довольно громко предъявляют свои требования. Кавалер
однако не реагировал на звуковые колебания девушки, олицетворяя
невозмутимость. Сначала это бесило маленькую фурию, затем она
вытащила помаду, подкрасила губы, успокоилась и перешла на деловой
тон. Линия поведения мужчины оказалась правильной. Путешествуем по
столице Германии на двухэтажном прогулочном автобусе с открытым
верхом. Он бодрого яичного цвета, вроде нью-йоркских такси. Дерут
за поездку прилично - 18 евро. Руководитель Ярослав договорился,
что наш коллектив он попытается протащить по детской таксе - 9
евро. Хотя, говорит, некоторых контролеров иной раз не удается
уломать из-за немецкой принципиальности. После небольших
переговоров трюк удался. То есть мы были уже детьми с высшим
медицинским образованием, находящимися в командировке. У автобуса
14 тематических остановок. В наушниках лопочет гид-автомат
(английский, французский, японский, русский и т. д.) в соответствии
с историческим местом. Буквально на каждом углу обнаруживается
фигура медведя - символа города. Берлин - сплошной медвежатник.
Этот крупный млекопитающийся хищник был представлен в любых
вариациях: лимонный в розочках, белый в зеленых сапожках,
коричневый в женских портретах, малиновый в черный горошек.
Сидящие, стоящие, лежащие. Берлин вполне может оспаривать у России
право на медведя в качестве национального животного. Может быть,
как раз в этом и состояла сермяжная правда Великой Отечественной:
медведь на медведя пошел. С медведем на медведя пойдешь, от медведя
погибнешь! Тема Второй мировой из наушников не выветривалась.
Постоянно упоминались цифры разрушений. 70% зданий Берлина были
уничтожены бомбардировками. В силу этого обстоятельства Берлин и
сегодня - город строек. Повсюду вышки кранов. Что касательно
берлинской архитектуры, то она полностью отражает немецкий
характер, склонный к военным образцам. Условно говоря, Берлин - это
ряд казарм. Комфортабельных, зеркальных, черных, белых, низких,
высотных. Но ощущение прямых, царапающих взгляд, углов - не
пропадает. Однажды экскурсовод стал хвалиться берлинским
постмодернизмом в зодчестве. Это оказалась та же казарма, только
поваленная набок. И окна в ней в виде прорезей. На этом творческие
поиски закончились. Мимо проплыло здание транспорта и почты в виде
теплохода. Это чуть веселее казармы. Но это - исключение. Обычные
дома напоминают поставленные в ряд спичечные коробки. Вертя
башками, мы прибыли к первому в Европе электрическому светофору.
Тоже симптоматично - первый в Европе аппарат, регулирующий
движение, - появился именно на этой земле. Пока мы разглядывали
доисторический светофор, вокруг автобуса на велосипедах сновали
пожилые аккуратные немцы в белых носочках. Велосипед здесь на
равных правах с автомобилями. На тротуарах повсеместно очерчены или
выложены розовой плиткой велосипедные дорожки. Выруливаем к
останкам Берлинской стены. Дабы вы ее себе четче представили,
подойдите к стенке любой стройки - зрелище примерно тоже: цементная
плоскость, пронизанная железным каркасом. Только с кучей
восторженных надписей на немецком и английском в духе «Лето
90-го!», «Ура!» и т. п. С удивлением обнаруживаем висящий над
улицей портрет советского солдата. Такой трогательно побритый, с
ушками торчащими из под фуражки. Оказывается, тут находился
пропускной пункт между Восточным и Западным Берлином. С другой
стороны висел портрет американского воина. Там и сям на
прямоугольных зданиях - граффити. Обычно они в больших количествах
раздражают, но учитывая немецкую однообразность - граффити
мультипликационной игривостью оживляют ландшафт. Прибываем к
гигантскому музею - Пергамону. Что-то имперское, исполинских
масштабов, с колоннами, уходящими в небеса. В общем, та же казарма,
раздутая до размеров Дворца спорта. Сторожит его с одной стороны
египетский фараон. Скорбные седые служители выглядят гораздо менее
живыми, чем греческие скульптуры, которые они охраняют. Немецкая
аккуратность в сочетании с военными способностями породили
способность германцев (что наглядно демонстрирует музей) вывозить с
оккупированных территорий целые архитектурные ансамбли. Наши-то
тоже, понятно, тащили, но как-то по-простому, безыскусно: распихают
по чемоданам золото с картинами - и домой. А здесь, к примеру, в
огромном, словно ангар, помещении преспокойно находился греческий
храм. С лестницей и портиками. Это же надо было бережно, камешек за
камешком, разобрать его, перевезти, а потом заново сложить, как
детский конструктор. Могут! Гитлер, помнится, отдал распоряжение
строить железнодорожное полотно на территории СССР в два раза шире.
На такого рода поездах, вероятно, собирался вывезти всю Сибирь,
вместе с Кремлем и Софийским собором. Глядя на экспонаты Пергамона,
в это вполне можно поверить. Поражает и дотошность архитекторов. Из
уха лошади и груди всадника создается некое подобие барельефа под
условным названием «Всадник, держащий лошадь под уздцы». Остальное
нужно дорисовывать воображением. Две полные дамы в очках прекрасно
контрастировали со стройными фигурами греческих героев.
Продовольственный вопрос решили! Но как это негативно сказалось на
комплекции! Вавилоняне, судя по экспозиции, в основном
специализировались на изображении крупного рогатого скота. Хотя
попадались и неизвестные науке животные, вроде гибрида бегемота со
львом. Тут есть на что посмотреть генетикам! Мы решили вспомнить о
Дне Победы и из чувства национальной гордости отправились к
рейхстагу. Возникло несколько вариантов отмечания торжественной
даты. Лично я хотел выпить на лестнице исторического заведения,
произнеся легендарную фразу Леонида Быкова из фильма «В бой идут
одни старики»: «Развалинами рейхстага удовлетворен!» Но наша
туристическая группа, дабы не нарушать парламентскую жизнь Германии
(в рейхстаге заседает парламент), отговорила меня. И потом развалин
там не осталось. Хотя строительные леса кое-где имеются. Решили для
распития праздничной водки проникнуть в соседний парк. Помянув
погибших предков, мы отправились к Бранденбургским воротам. Но
рассмотреть их не представлялось возможным ввиду тотального
ремонта. Для шмыганья туристов был оставлен полусырой сквозной
проход. Организованно следуем по тоннелю. Мимо нас прошествовала
пара. Сзади раздается голос с сильным прибалтийским акцентом: «От
них пахнет водкой, наверное, это русские». Мы окинули их
презрительными славянскими взглядами, но в дискуссию вступать не
стали. Возвращаемся к экскурсионному маршруту. С нашими
медицинско-детскими билетами мы имеем право пользоваться желтыми
туристическими автобусами целый день. Прибываем к замку
Шарлоттенбург. Фридрих III Великий отгрохал его в честь своей
супруги Софии-Шарлотты. В принципе, ничего особенного, но миленько.
Что-то кучеряво-сентиментальное, без резких углов. Что-то вроде
Мариинского дворца, только на центральный купол была помещена
золотая женская фигурка. Вероятно, Шарлотты. В парке Шарлоттенбурга
находилась пивная. Обстановка чрезвычайно смахивала на атмосферу
Гидропарка. Толкущийся с пивными кружками народ, снующие детки.
Выяснилось, что часть столиков, где взгромоздилась наша компания,
принадлежит другому заведению. А там не наливают. После
утомительных переговоров разрешили остаться. Мы почувствовали себя
совсем как в родных пенатах. Единственное, официант явно не наш.
Седой, представительный старикан, напоминающий профессора
консерватории. Он заказ минут десять записывал и приносил полчаса,
не торопился. Шумно суетились дети, надрывалось радио. После
немецких песен неожиданно заиграл Крис Ри, окончательно превратив
обстановку в киевскую. Сцена, иллюстрирующая немецкий характер (и
украинский, разумеется, тоже), произошла уже под вечер, в финале
нашего знакомства со столицей Германии. Как я уже говорил, часть
тротуаров в Берлине отданы под велосипедные дорожки. Для особо
непонятливых на них регулярно выведено изображение велосипеда. Наши
девушки и принадлежат к этой категории лиц. Больше того - несмотря
на рисунки велосипедов, их значение для них осталось загадкой. И
топают две наши девушки исключительно по розовой велосипедной
тропинке. На весь проспект раздается ор: «»Алло- о-о!» Это кричит в
черной каске на навороченном велосипедном аппарате берлинец. Он
стремительно приближается. Все обернулись, кроме наших девиц, кому,
собственно, и была адресована телефонная реплика. Сильно рискуя,
велосипедист огибает их буквально в двух сантиметрах. Девицы
шарахаются в сторону. Чисто немецкая реакция! Велосипедист другой
национальности, конечно, свернул бы на другую часть тротуара, но не
немец! Объехать он мог только в строгих рамках велосипедной
дорожки! Напоследок меня удивили манекены. За стеклом стояли
пластмассовые дети с одной поразительной особенностью - руки у них
были по швам. Рядом с ними были эротические девушки «по стойке
смирно» и пара резиновых мужичков в той же солдатской позиции.
Настоящие немецкие манекены!