Парацетамол раздора - 4


Для участия в холиваре про парацетамол у меня не хватает компетенций, однако, буду делиться разными мнениями
Пишет Анастасия Кузнецова–Фантони:
22 сентября Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) выступило с заявлением, в котором предостерегло беременных женщин от использования парацетамола для облегчения боли и лихорадки. Пресс-релиз на официальном сайте агентства сопровождается письмом к лечащим врачам, которое призывает взвешивать риски и пользу при назначении парацетамола, особенно в случае умеренного повышения температуры у беременных женщин.
Сомнения в безопасности парацетамола возникли из-за публикаций последних лет, где сообщалось о возможной связи его приема матерью и развитием расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания у детей. Но у некоторых медиков к методологии этих исследований были вопросы: их авторы не учитывали влияния сторонних факторов, а о режиме и дозировке женщины не сообщали вовсе или оценивали субъективно. Разбираемся, стоит ли теперь беременным женщинам откладывать парацетамол в дальний угол.
Неоднозначная таблетка
Парацетамол (ацетаминофен) — препарат, который назначают в первую очередь как наиболее эффективный и безопасный метод лечения боли и повышенной температуры тела у беременных женщин. Лекарство впервые синтезировали еще в 1877 году, но препарат на долгие годы забыли, а массовое его производство началось уже в середине XX века. Парацетамол, в отличие от нестероидных противовоспалительных препаратов (сам он к этой группе не принадлежит), действует в основном в ЦНС, блокируя центры терморегуляции и боли. Это дает ему преимущество: он намного реже провоцирует язвы и кровотечения в желудке и кишечнике. Однако из-за его высокой биодоступности легко превысить безопасную дозу и вызвать токсическое поражение печени.
Со временем появились и другие поводы для беспокойства: в последние годы ученые ведут споры о возможной связи приема ацетаминофена во время беременности с развитием расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Впервые медики заговорили об этом еще в 2016 году. После этого появилось больше публикаций, которые, впрочем, противоречили друг другу.
Кроме относительно небольших работ, в которых подтверждалась связь между приемом парацетамола и СДВГ и РАС, в 2021 году вышел крупный метаанализ под руководством испанских ученых. Он был призван исправить недочеты двух предыдущих, авторы которых не учитывали влияния сторонних факторов: здоровья матери, ее образования, социального статуса, возраста в момент родов, а также респираторных инфекций у ребенка в первые два года жизни.
Исследователи пришли к выводу, что применение парацетамола во время беременности связано с увеличением риска развития расстройств аутистического спектра на 19 процентов и синдрома дефицита внимания и гиперактивности на 21 процент. Однако и у этой работы были слабые места: расстройства диагностировали с помощью разных методов в каждой когорте и не учитывали дозы принимаемого парацетамола.
Затем в одном из самых крупных на сегодняшний день исследований, включавших 2,5 миллиона детей, которые родились в Швеции с 1995 по 2019 год, получили обратный результат: прием парацетамола во время беременности не повысил риск развития РАС, СДВГ и умственной отсталости. Хотя первичный анализ показал, что внутриутробное воздействие парацетамола приводило к незначительному увеличению риска развития нарушений нервной системы, модели с поправкой на братьев и сестер (один из которых подвергался воздействию ацетаминофена, а другой нет) опровергли эту связь. Так как у братьев и сестер сходная генетическая база и большинство средовых факторов, то любая найденная разница в развитии заболевания с большой вероятностью связана именно с приемом парацетамола.
Авторы статьи предположили, что положительные ассоциации, наблюдаемые в предыдущих исследованиях, могли быть вызваны смешением факторов. Так, парацетамол могли чаще применять женщины с сопутствующими болезнями (вирусными инфекциями и аутоиммунными заболеваниями), которые сами по себе способны привести к нарушению развития нервной системы и, таким образом, — к ложным ассоциациям.
Последней работой, опубликованной на эту тему, в сентябре 2025 года стало исследование японских ученых. В нем анализировали данные более 200 тысяч детей и в моделях делали поправку на братьев и сестер. Хотя первоначальные результаты продемонстрировали незначительное увеличение риска развития РАС и СДВГ, анализ чувствительности показал, что ассоциацию можно частично объяснить влиянием неучтенных сторонних факторов.
Казнить, нельзя помиловать
Несмотря на противоречивость выводов разных исследовательских групп, FDA выпустило предупреждающее письмо для врачей и включило информацию о возможной связи между приемом ацетаминофена матерью и развитием РАС и СДВГ у детей в карточку препарата. В письме говорится, что, хотя в исследованиях и не обнаружили прямой причинно-следственной связи, рекомендуется минимизировать применение парацетамола при лихорадках с небольшим повышением температуры. При этом FDA оговаривается, что парацетамол остается самым безопасным анальгетиком и антипиретиком на рынке, так как у ибупрофена и аспирина есть доказанные побочные эффекты для плода.
Стоит отметить, что это уже не первое предупреждение, адресованное беременным и лечащим врачам, в котором говорится о возможном вреде парацетамола для плода. Ранее в журнале Nature Reviews Endocrinology медики из шести стран, проанализировав научные публикации за последние 25 лет, призвали беременных сократить употребление парацетамола до минимума. Тем не менее, недавнее заявление FDA — первая официальная реакция медицинского регулятора по этому вопросу.
Выбрасываем парацетамол из аптечки?
Итак, лучшей альтернативы для лечения беременных женщин у нас пока нет. Прием ибупрофена, особенно после 20 недели беременности, может вызвать проблемы с почками у ребенка, уменьшить количество амниотической жидкости, а также привести к преждевременному закрытию Боталлова протока, что способствует развитию легочной гипертензии. Другой популярный анальгетик, аспирин, в большой дозе может вызвать у плода проблемы с кровообращением, поэтому его прием, особенно во второй половине беременности, также не рекомендуется.
Небольшую лихорадку можно перетерпеть без особого вреда для организма. А вот лихорадка с высокой температурой (более 39 градусов Цельсия) может быть связана с пороками развития плода, впрочем, информации и в этом случае очень мало, и она противоречива. Поэтому в будущем врачам, наблюдающим за беременностью, вероятно, придется взвешивать возможную пользу и риски от приема парацетамола в каждом конкретном случае, а также уделять особое внимание лечению болезни, вызвавшей лихорадку. В большинстве случаев именно инфекции или воспалительные процессы и угрожают течению беременности, а лихорадка — всего лишь их симптом.
В ближайшей перспективе совсем отказаться от приема парацетамола, вероятно, не получится. Однако необходимо продолжать исследовать, как прием этого препарата может сказаться на развитии ребенка, а кроме этого — разрабатывать анальгетики и антипиретики нового поколения, к безопасности которых у ученых не возникнет вопросов. Правда, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы: за последние 25 лет FDA одобрило только один препарат, обладающий принципиально новым механизмом обезболивания. Про то, влияет ли он на ребенка внутриутробно, пока ничего неизвестно.
Крепкого здоровья!
|
</> |