Пара соображений про Волконогова
kenichi_kitsune — 05.03.2023 Внезапно попал в кино на «Капитан Волконогов бежал» и небольшую встречу с Никитой Кукушкиным по просмотре. И вот уж насколько я не любитель жанра «всё очень плохо» (как правило, в историях о беспросветности мне слишком всё понятно, их изнуряющая моральная тяжесть чаще всего оказывается художественно не оправданной), но эта картина получилась совершенно грандиозной. Даже без недвусмысленной злободневности (персонажи говорят чуть ли не прямыми цитатами сегодняшних известных спикеров) это потрясающий фильм. Каждый элемент здесь на своём месте, каждый эпизодический герой интересен, осмыслен и так здорово сыгран, каждая сцена точно встроена в композицию и создаёт идеальное течение повествования. Но ключевым для меня стал верный баланс реализма и мифа. «Капитан Волконогов» – притча в самом чистом, незамутнённом её изводе. Морфологически фильм устроен как пропповская волшебная сказка. Именно этот мифологизм (как же запала мне в душу не влияющая на сюжет, но совершенно неотразимая сцена с красными ткачами и гремящими поршнями станка!) наделяет классическую историю о безысходности незауядной художественной мощью.Проигрывая картину в голове сейчас, я не нахожу в ней ни лишних, ни недокрученных моментов. Некоторая простота фабулы – квест на искупление и спасение души – гармонично ложится не только в русло притчевого нарратива, но и в образ мысли главного героя: что-то более комплексное не смогло бы родиться в его разуме. Обратите внимание, когда Волконогов выпрашивает прощение, насколько его речь похожа интонационно на Данилу Багрова. К счастью, Наташа Меркулова и Алексей Чупов не допускают балабановской ошибки «всё не так однозначно» и не делают опрометчиво из протагониста антигероя и квазиносителя глубинно-народных смыслов. Есть один эпизод, когда зрителя проверяют на жалость к герою – но и то лишь потому, что Юра Борисов очень хорошо тут играет.
После сеанса Кукушкина спросили, считает ли он, что Волконогов и его герой заслуживают прощения. Никита ответил, да, несомненно. Он сказал, что представляет себе всех людей изначально добрыми и хорошими, что лишь потом, в силу обстоятельств и ситуаций, они обрастают злом и сдаются ему. Это очень человеколюбивая концепция, но я, увы, вижу вещи обратным образом. Мне кажется, человек изначально страшен, хтоничен и суть – средоточие порока, кипящий котёл мракобесия и страстей. И лишь тяжёлый, каждодневный труд разума или, если угодно, души позволяет изменить себя и сделаться человечным. Более того, добро нужно постоянно поддерживать в себе, нет ничего проще снова скатиться в дремучее камлание и животный ресентимент, отдаться сладостному падению и желанию «прислониться к вертикали».
Не стоит лишний раз указывать на своевременность картины и необходимость посмотреть её именно сейчас – это достаточно очевидно. Штука в том, что и не только в моменте это очень крутое кино – визуально, идейно, структурно. Обязательно постарайтесь его увидеть.
|
</> |