Памятник Великому Князю Сергею Александровичу и его супруге Елизавете
vladimirdar — 10.11.2024Проходя вчера по Климентовскому проезду, что у ст.м. Третьяковская, с удивлением увидел новый архитектурный ансамбль, опять же, на новой же площади, совсем рядом с Климентовской церковью. Ранее эта территория была огорожена глухим забором. Здесь строится ЖК «Русские сезоны». С новыми памятниками в Москве зачастую беда. Большинство из них никак нельзя причислить к шедеврам городской архитектуры. Я ускорил шаги и попытался понять, — кто это? Кому посвящен этот новый архитектурный ансамбль. Пара явно напоминала кого-то из семьи Романовых. Сходство с Николаем II бросалось в глаза. Но это был не он. Образ женской фигуры вообще не определялся. Более того, скульптурная пара выглядела странно и, даже, «неуверенно»...
Первая странность была организационной: в подножии памятника, мимо которого идет значительный людской поток не было никакой пояснительной таблички. Сразу же появлялся неуместный порыв, обойти памятник «с тыла», чтобы определить, кому же он посвящен. Может, оно так и задумано. И если так, то подобное решение вызывает вопросы. Образы определенно сходу не идентифицируются.
Что интересно, такой же спонтанный порыв ощущал не только я. Позади памятника уже толпились любопытствующие и, с трудом разбирая памятную надпись узнавали, что посвящен он московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу и его супруге великой княгине Елизавете Фёдоровне.
Вернувшись к лицу памятника, снова и снова разглядывая эту скульптуру, отвлекаясь при этом на искусственно созданную, раздражающую глаза зелень окислов меди, меня разбирало недоумение. Образы этих известных исторических личностей конфликтовали с тем, что приходилось видеть ранее на фото документах. Сергей Александрович был на себя непохож, присутствовали только намеки.
Великий князь Сергей Александрович — сын императора Александра II. Родной брат императора Александр III всегда выглядел подтянутым, аристократичным, уверенным в себе, не только красавцем, но и человеком, кто неустанно заботился о превращении Москвы в развитый европейский город. При попечении Великого князя шло активное городское строительство: построены Мытищинский водопровод, Московская Окружная железная дорога и Андреевский мост, открыт Исторический музей, основан Музей изящных искусств имени Императора Александра III (сейчас Пушкинский). В период генерал-губернаторства Великого князя сформировался современный облик центра столицы вокруг Красной площади. Он стал инициатором реставрации соборов Московского Кремля, Собора Василия Блаженного на Красной площади. При нем построены Верхние Торговые Ряды (ныне ГУМ), новое здание Московской консерватории, гостиница «Метрополь», проведена обширная реконструкция Большого театра.
Его супругой стала немецкая принцесса из Гессен-Дармштадтского рода Луиза Алиса. После убийства мужа террористом Каляевым она основала Марфо-Мариинскую обитель и посвятила себя помощи людям. После революции насильно увезена в Алапаевск и казнена — сброшена в шахту. Нетленное тело извлекли белогвардейцы, переправили сначала в Китай, а затем в Иерусалим. В 1992 году Елизавета Федоровна была канонизирована.
На рисунке ниже пара изображена во время приезда гессенской принцессы Эллы (позже Елизаветы) для венчания с Сергеем. Здесь отображен момент их встречи. И этот рисунок и явился основой для создания памятника.
Вернемся же к его скульптурному образу. Мы видим: великий князь отображен скульптором в обескураживающем самолюбовании. Невеста здесь как «приложение» будто Великому князю все равно, что в этот момент происходит. Будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Маринской обители, совсем на себя не похожа. Она смотрит на жениха и словно говорит: Сережа! Ты обо мне совсем забыл...
Не принадлежу к хейтерам, кто по поводу и без критикует все московские памятники, но здесь удержаться невозможно. Эта семья изначально строилась на взаимной любви брата и сестры. Любовь была нежной, чувственной, чистой. Ничего подобного мы, взирая на эту пару, не чувствуем. И не чувствуем, что ждет их впереди. Нет ощущения тревоги, трагических событий ожидающей будущих супругов, нет предчувствия приближающейся революции, призрак которой уже зловеще витал на Россией в то время...
И еще. Если смотреть на памятник издали, медленно подходя к комплексу, ловишь себя на мысли, что Сергей Александрович словно теряет равновесие и вот-вот упадет. Ниспадающие к подножию то ли волны, то ли «волосы русалки» принцессы вызывают недоумение и вопросы к автору этих образов.
Кстати о нем: это академик Российской Академии художеств, народный художник РФ, советский и российский скульптор Георгий Франгулян. Скульптурная композиции приурочена к 160-летию со дня рождения Великой Княгини и 140-летию со дня венчания Великокняжеской четы. Памятник открыт 1 ноября 2024 года. Т.е. неделю назад.
Хотелось бы услышать отклики читателей об этом памятнике. А может, я придираюсь?)