Памяти ученика Андрея Чернова!
sukhomlin — 18.08.2017Узнал о смерти Андрея Чернова! Очень жаль! Искренне соболезную!
К великому сожалению далеко не первый мой ученик покидает этот мир.
В 1987 г. на мой семинар на факультете ВМК под мое научное руководство попросились два третьекурсника, два Андрея – Чернов и Богатырев. Оба были страстно увлечены Юниксом, рвались участвовать в развитии отечественного релиза этой ОС (проект Демос). В числе ведущих разработчиков ОС ДЕМОС тогда, насколько помню, были и другие студенты ВМК - Вад Антонов и Дима Володин. Я поддержал рвение своих подопечных, оказывал им необходимую поддержку в части научного руководства, но попросил их помогать мне налаживать обучение школьников школы 167, что на Смольной, по программе УПК на платформе Юникс, а также помогать работе школьного компьютерного кружка для школьников от 5 до 11 классов. К тому времени моя организация (НИИРП) развернула в этой школе приличный ВЦ в составе двух СМ-4 в хорошей комплектации и подключенных к ним порядка полусотни дефицитных тогда венгерских видеотонов. Практически каждый день два Андрея приезжали после занятий в школу и допоздна стучали по клавиатуре – участвовали в установке и сопровождении ОС ДЕМОС, консультировали школьников по их проектам, а также делали свои задания по развитию ДЕМОСа. Успешно заправлял всем этим хозяйством мой штатный сотрудник Юра Стариков.
Проблема с Андреями была одна – трудно было их выпроводить домой. Как правило, они уезжали с Речного вокзала последним поездом метро, не всегда успевая и на него, и ехали на свою Бабушкинскую, а оттуда топали ночью до своих хат в Медведково, так как городской транспорт уже засыпал. Неоднократно ко мне обращались их родители с просьбой способствовать нормализации их графика работы.
В 1990 г. они успешно на отлично защитили свои дипломы и связали свою работу с выбранным направлением, став классными специалистами в области ОС Unix, создателями русского сегмента сети Интернет.
В частности, Андрей Чернов разработал первую программу электронной почты UUPC/@, ещё до распространения Интернета в России, а затем вошел в состав разработчиков ОС FreeBSD, сопровождением ядра которой занимался много много лет.
В годы лихолетья почти все разработчики ОС ДЕМОС уехали из страны. Наверное, только Чернов и остался жить в России.
Сам проект ДЕМОС считаю выдающимся явлением в истории развития отечественного программирования, пробудившим тысячи программистов в России, открыв им мир Юникса, сети Интернет, открытого ПО. А авторы этого проекта, особенно, разработчики первой волны, - герои, имена которых должны быть вписаны в историю отечественного программирования.
Время от времени я вспоминал этих ребят, особенно беспокоила судьба Чернова.
В 2014 года я нашел его. Списались, созвонились. Узнав, что он совсем немобилен, съездил навестить бывшего дипломника. Андрей с трудом на костылях доковылял до кафешки в соседнем доме. Сидели долго, много чего вспомнили. Жил он на свою инвалидную пенсию. Других доходов у него не было. Работа по сопровождению FreeBSD, которую он выполнял все реже и реже, была волонтерской по сути.
После встречи я попытался найти ему работу в удаленном режиме в крупных компаниях. Писал и рассылал письма коллегам следующего содержания:
«Пишу об Андрее Чернове, известном в определенных кругах программисте, моем бывшем дипломнике. Он известен как член команды Демоса первой волны (по-моему, единственный из этой команды оставшийся в России). Затем он работал в группе (и продолжает в ней состоять), которая развивает и сопровождает ядро FreeBSD. Сейчас ему 48 лет. Квалификация у Андрея, по моим меркам, запредельная. Его приглашают на работу и Yandex, и Google. Но единственным условием этих работодателей, не выполнимым для Андрея, является присутствие на рабочем месте. Дело в том, что еще в детстве Андрей попал под автомобиль и был изуродован. В настоящее время он с трудом доходит до ближайшего магазина.
О его экспертизе можно судить хотя бы по следующей моей с ним переписке.
On 19.12.2014 19:41, vladimir sukhomlin wrote:
> Мог бы ты написать, какую ошибку ты нашел в ПО dns-серверов, что надо
> было сделать, чтобы ее исправить, и кто об этом знает.
Это не в ПО, а в DNSSEC конфигурации зоны .ru был "забыт" один адрес
одного из её неймсерверов, в результате могла периодически появляться
ошибка валидации, если на него попадало. И главное, уже много лет!
Просто там много неймсерверов, и такое случалось редко, и только по
IPv6. Визуально посмотреть, как это выглядело (старый трек из истории),
можно здесь:
http://dnsviz.net/d/pp.ru/VI7_xA/dnssec/
Там ошибка красным и предупредительный значок на графе, при наведении видно.
Чтобы исправить, надо было добавить забытый адрес. Уже починили.
Ниже одно из писем в саппорт RUCENTER, и админам зоны (всем, кого нашёл).
Там ещё была ошибка, что они сломали перед этим зону pp.ru, из-за чего я
первоначально и полез смотреть, что они накосячили (а потом уже нашёл
ошибку в зоне .ru), но про как чинили pp.ru это уже другая, отдельная
история.
-------------------------
Вижу, теперь pp.ru поменяли. Стало лучше, *.pp.ru резолвятся на
DDNSEC-резолверах, включая google dns. Однако ещё не совсем хорошо,
согласно
http://dnsviz.net/d/pp.ru/dnssec/
с e.dns.ripn.net проблема, его IPv6 адрес не указан наряду с остальными
в записи NSEC3 корневой зоны ru (в ней указан только его IPv4 адрес
193.232.142.17):
Delegation from ru. to pp.ru.: MISSING_NSEC_FOR_NODATA
(2001:678:15:0:193:232:142:17)
Чтобы посмотреть, что указано в NSEC3 зоны ru, наведите на ромбик с
лейблом NSEC3 на диаграмме.
Живет Андрей один, на инвалидную пенсию. Глядя на все это, сердце кровью обливается. Может быть в Вашей организации допускается использование удаленных рабочих мест (временных, по соглашениям ...). Думаю, что Андрей был бы особенно полезен в качестве тестера или консультанта по вопросам перехода на IP6 и соответственно сетевой безопасности. Очень хотелось бы его поддержать, и материально, и морально. Да и грех не использовать такую программирующую машину. Со своей стороны постараюсь организовать ему реабилитационное лечение, хотя случай трудный».
Но связи не помогли, бизнес свои интересы знает.
В начале 2015 года случилось несчастье, Андрей упал и сломал шейку бедра. Попал в больницу по скорой, но там с ним возиться не захотели и беспомощного просто выкинули.
По моей просьбе Андрей написал обращение к Депутату ГД РФ А.В. Крупенникову, которое я ему и отвез.
Письмо следующего содержания:
«
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации Крупенникову В.А.
Ул. Охотный ряд, 1, г. Москва
Уважаемый Владимир Александрович!
Я, Андрей Чернов, инвалид детства, мне 48 лет. По специальности я системный программист, окончил факультете ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова в 1990 году. Считаюсь одним основателей русского сегмента сети Интернет, автор первой программы электронной почты UUPC/@ (ещё до распространения Интернета в России), разработчик бесплатной операционной системы FreeBSD, которая используется многими крупными российскими IT-компаниями, например, Яндексом и Рамблером. В настоящее время одинок, живу на инвалидную пенсию.
17.02.15 я упал и, как оказалось, сломал шейку бедра. После падения я попал в травмпукт, где мне установили диагноз - "cубкапитальный перелом правой бедренной кости со смещением обломков". Сломанная конечность атрофирована - травма детства, было 6 операций, недостаток кальция. По мнению специалистов, с которыми я общался, гипс такой перелом не удержит, остеосинтез при остеопорозе противопоказан, и остаётся только эндопротезирование.
Из травмпукта меня доставили в 20-ю больницу. Помощи никакой там мне не оказали и меня по существу беспомощного просто выписали, не сделав ничего. Операцию делать отказались, официальная причина не делать операцию - гипотрофия правой конечности. Неофициально по поводу эндопротезирования сказали, - а вдруг у вас будет инфекция, тромбоз, вы умрёте, а нам отвечать?
Затем я обратился в 29-ю поликлинику, где мне также отказали в операции, назвав уже совершенно другую причину: в принципе они могли бы взяться, но им нужен другой эндопротез, длиннее, поскольку в кости мало кальция, а у них все стандартные и не подходят.
Находясь в беспомощном состоянии, у меня просто нет возможностей и сил заниматься поиском специалиста, который смог бы прооперировать мою ногу. Фактически ситуация, в которую я попал, показывает, что в стране не обеспечены социальные гарантии гражданам, особенно инвалидам, брошенным на произвол судьбы. В моей ситуации остается только один выход - мучительная медленная смерть. А я еще хочу жить, тем более, что способен приносить пользу людям.
Убедительно прошу Вас помочь мне в получении необходимой медицинской помощи.
С уважением,
Андрей Чернов
домаший адрес:
телефон:
».
Депутат предпринял нужные шаги. На каком-то этапе мытарств Андрею это как-то помогло.
В конце концов, операцию ему сделали, но ходить он так и не смог.
Последний раз позвонил ему в новогодние дни, спросил, как здоровье, как настроение, почему он не звонит мне. Андрей всегда был очень тактичным и уважительным, сказал, что не звонит, мне потому что не хочет меня расстраивать…
Андрюшка – великий мученик. За что ему такая судьба далась? И вот, он отмучался.
Добрую память он себе заслужил.
Спи спокойно, Андрюшенько.
ВА
|
</> |