
Память. Снайпер Чехов...


За время уличных боев в Сталинграде с 21 сентября по 10 октября 1942 года Анатолий Чехов уничтожил 30 солдат и 1 офицера противника, за что получил орден Красного Знамени.
О подвигах Сталинградского снайпера страна узнала из рассказа "Сталинградская быль" (После войны переиздавалася под названием "Глазами Чехова") Василия Гроссмана, опубликованного 16 ноября в газете "Красная звезда".

Анатолий Чехов был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, однако самолёт с представлениями к награде и званиям был сбит и до Москвы не долетел.
После Сталинграда принимал участие в боях за Курск, Орёл, Белгород. В 1943 году в боях под Киевом Анатолий получил второе ранение, взрывом ему оторвало стопу ноги. В 1944 году после лечения Чехов был комиссован и вернулся в Казань, где работал газосварщиком на местном электромеханическом заводе.

22 года боевые товарищи и сослуживцы Анатолия считали его погибшим, только в 1965 году стало известно что Анатолий Чехов жив.
О знаменитом снайпере были сняты документальные фильмы, появились публикации в прессе.
Анатолий Иванович умер 6 июня 1967 года в Горьком, куда он приехал в гости к брату…

***
Из рассказа Василия Гроссмана "Сталинградская быль" (1942 год):
"Утром он встал до рассвета, не попил, не поел, а лишь налил в баклажку воды, положил в карман, несколько сухарей и поднялся на свой пост. Он лежал на холодных камнях лестничной площадки и ждал. Рассвело, кругом все осветилось, и так велика была жизненная сила молодого утреннего солнца, что даже несчастный город, казалось, печально и тихо улыбнулся. Только под выступом стены, где лежал Чехов, стояла холодная серая тень.
Из-за угла дома вышел немец с эмалированным ведром. (Потом уже Чехов узнал, что в это время солдаты всегда ходят с ведрами, носят офицерам мыться.) Чехов повернул дистанционный маховичок, поплыл кверху крест нитей — он отнес прицел от носа солдата на четыре сантиметра вперед и выстрелил. Из-под пилотки мелькнуло что-то темное, голова мотнулась назад, ведро выпало из рук, солдат упал на бок. Чехова затрясло. Через минуту из-за угла появился второй немец; в руках его был бинокль. Чехов нажал спусковой крючок. Потом появился третий - он хотел пройти к лежавшему с ведром, но не прошел. "Три!" сказал Чехов и стал спокоен.
В этот день много видели глаза Чехова. Он определил дорогу, которой немцы ходили в штаб, расположенный за домом, стоявшим наискосок, - туда всегда бежали солдаты, держа в руке белую бумагу - донесение.

На Мамаевом Кургане. 1965 год
Он определил дорогу, по которой немцы подносили боеприпасы к дому напротив, где сидели автоматчики и пулеметчики. Он определил дорогу, которой немцы несли обед и воду для умывания и питья. Обедали немцы всухомятку - Чехов знал их утреннее и дневное меню: хлеб и консервы. Немцы в обед открыли сильный минометный огонь, вели его примерно тридцать-сорок минут и после кричали хором: "Русс, обедать!"
Это приглашение к примирению привело Чехова в бешенство. Ему, веселому, смешливому юноше, казалось отвратительным, что немцы пытаются заигрывать с ним в этом трагически разрушенном, несчастном и мертвом городе. Это оскорбило чистоту его души, и в обеденный час он был особенно беспощаден.
Он быстро научился отличать солдат от офицеров. У офицеров были тужурки, фуражки; они не носили поясного ремня, ходили в ботинках. Солдат он сразу отличал по сапогам, ремню, пилотке. Ему хотелось, чтобы немцы не ходили по городу во весь рост, чтобы они не пили свежей воды, чтобы они не ели завтраков и обедов. Он зубами скрипел от желания пригнуть их к земле, вогнать в самую землю.

К концу первого дня Чехов увидел офицера. Офицер шел уверенно; из всех домов выскакивали автоматчики, становились перед ним навытяжку. И снова Чехов повернул дистанционный маховичок, поплыл кверху крест нитей, офицер мотнул головой, упал боком, ботинками в сторону Чехова.
Чехов заметил, что ему легче стрелять в бегущего человека, чем в стоящего: попадание получалось точно в голову. Он сделал одно открытие, помогавшее ему стать невидимым для противника. Снайпер чаще всего обнаруживается при выстреле по вспышке, и Чехов стрелял всегда на фоне белой стены, не выдвигая дуло винтовки до края стены сантиметров на четырнадцать-двадцать. На белом фоне выстрел не был виден.
Док. фильм "Снайпер Анатолий Чехов жив!" (1964 год):
Он желал теперь лишь одного: чтобы немцы не ходили по Сталинграду во весь рост; он желал пригнуть их к земле, вогнать в самую землю. И он добился своего: к концу первого дня немцы не ходили, а бегали, к концу второго дня они стали ползать. Утром солдат не пошел уже за водой для офицера.
Дорожка, по которой немцы ходили за питьевой водой, стала пустынной: они отказались от свежей воды и пользовались гнилой из котла. Вечером второго дня, нажимая на спусковой крючок, Чехов сказал: "Семнадцать". В этот вечер немецкие автоматчики сидели без ужина…"
Док. фильм "Снайпер Чехов" (1965 год):
|
</> |