Пальцевая коробка для художника
conjure — 01.09.2021Что за зверь пальцевая коробка или пальцевый ящик? Та самая boîte à pouce, которая уже в 19ом веке помогала художнику носить ателье всегда с собой: мини-этюдник, который удерживался, как палитра, на большом пальце руки.
Если верить различным источникам, подобным «ящичком на большом пальце» пользовались многие великие эпохи модернизма. Быстро, удобно, всегда с собой для быстрых зарисовок или этюдов.
В одном из дождливых отпусков в Нормандии я успешно коротала время в главном музее Гавра — MUMA. Этот музей располагает внушительной коллекцией малоформатных работ учителя Клода Моне — Эжена Будена (фр. Eugène-Louis Boudin; 1824 —1898). Даже в зрелом возрасте уже знаменитый Клод Моне неустанно восхвалял и благодарил учителя. И было за что.
Буден был настолько продуктивным и влюблённым в пленэрную живопись художником, что только на то, чтобы рассмотреть всего лишь одну стеночку в музее у меня ушло несколько часов. Спасибо Будену и его пальцевой коробке.
Спасибо коробке можно сказать и за Анри де Тулуз-Лотрека. В юношестве художник работал с натуры на малых форматах именно с помощью boîte à pouce. Как это выяснилось?
Излюбленным поставщиком художественных товаров времён Лотрека был магазинчик торговца по имени L. Berville {via}. Подобные пальцевые ящики для художников — по сути дела переносные мини-этюдники — оставляли типичные незакрашенные следы от креплений на работах малого формата, как на ниже приведённом этюде Тулуз-Лотрека «Рыбацкая лодка» 1880 г.: слева, справа и посредине.
Ниже можно увидеть подобный мини-этюдник из каталога знаменитой компании Lefranc-Bourgeois 1888 года. Как раз на нижнем чёрно-белом рисунке слева хорошо виден зажим посредине, который оставил след и на работе Лотрека.
Так что теперь если у вас кто-то спросит, знаете ли вы, что такое пальцевый ящик или коробка, вы можете ровно вот так, как Лотрек, раскинуться в кресле и сказать: «Сударь, это вы что ли о boîte à pouce? Я вас умоляю...»
:-) С Днём знаний, дорогие читатели!