Озону таки Ж​**А

топ 100 блогов anhar18.02.2019 В комментах к вот этому посту добрые люди прислали нижеследующий текст.
Там подробности того, как убивают Озон.
И, судя по тому, что в компании творится, надежды на то, что она выживет, уже нет.

Читаем:
Мальчик, который сломал Озону сезон. Что дальше?
Оценочное сказание с элементами взгляда изнутри

Жил-был на свете мальчик Саша, фамилия на Ш. начинается. Приехал в Москву, купил очки, отрастил эго и небольшую харизму. Устроился в Кока-Колу, потом в Яндексе решил поработать. Людей IT-шных уму-разуму поучить. Но как-то скучно там стало. Циферки в отчетах, IPO всякие-разные, проектов куча, но все какие-то мелкие, не его масштаба…

Жил-был на свете Озон. Вырос за 19 лет из небольшого книжного интернет-магазина в крупный и технологичный интернет-гипермаркет. В топ-10 ИМ России в последние годы стабильно входил. Научился работать со многими товарными категориями, лихо их продвигать на витрине и в сети, а также научился доставлять заказы по всей России-матушке чётко и в срок. И делал он это в последние годы даже в самый мощный сезон безупречно. Немало заказов было собрано и доставлено в 2017-м, почти 10 млн. Не хухры-мухры!

Работал себе Озон и бед не знал. В декабре 2017-го без малого 1,5 миллиона заказов за месяц успешно доставил. И даже в начале 2018-го по привычке продолжал держать высокий уровень сервиса и чёткую доставку. Потому всё это было, что за 19 лет создал Озон одну из самых продвинутых интернет-витрин, настраиваемую под разные товарные категории, построил лучшую в России систему доставки, добился максимальной узнаваемости бренда и много чего еще сделал полезного для развития интернет-коммерции в России. Кто ж знал, что дальше всё так обернется?

И вот однажды они с Сашей встретились…


Нетушки… Встретились они не случайно. Правильнее сказать, что их познакомили намеренно.

Накануне встречи, где-то летом-осенью 2017-го, мальчик Саша предстал перед солидными дядями и тётями в костюмах. Инвесторы зовутся или как их там. Акционеры. Мальчик Саша распушил перед ними свою харизму, растопырил эго, включил на полную катушку словоблудие молодецкое. И убедил дядь и тёть, что он – светоч российской интернет-коммерции. Какие там сбербанки с алибабами, именно он, Саша, лучший интернет-ум. Умище, каких поискать! И кто как не он сделает лучший в России маркетплейс, Амазон-2, потому как он точно знает как. А остальные - знать не знают, ведать не ведают. И тем более уметь не умеют, как эти замшелые Озоновцы, например. А Саша-то, он всё точно знает! Глаз – алмаз! Чего он только не знает!

Убедил. Познакомили их.

Но выяснились махонькие такие нюансы. Выяснились они позже, где-то через полгода у руля большого корабля. Это всё к вопросу, чего Саша не знал и, не факт, что сейчас знает. Потому и сломалось оно, горемычное… Но об этом чуток попозжей.

Тем временем разгонял Сашок из заскорузлого и тормозного Озона всяких там директоров по IT, по логистике, по коммерции, по HR и ещё хрен знает по чему. Засиделись они, супротив новых амбициозных планов какие-то аргументы пытались выдвигать.

Вычищал Сашок «авгиевы конюшни» Озоновы от других никчемных людишек, наподобие руководителей категорий, которые в закупках-то ничего не смыслили все 10-15 лет, что стулья свои просиживали. Всяких там бизнес-аналитиков выгонял пачками и много прочей процессной сволочи. Зачем они новому IT-шному Озону сдались? Со своим косным мышлением, которым на 19-м году с момента основания компании насобирали по сусекам каких-то несчастных 10 миллионов заказов? Это всего-то 4% внутреннего рынка Ecom России, курам на смех! У нас другой масштаб. Нам-то нужно 22 или 25, причем уже в 2018-м году. А еще лучше 50 миллионов или 100. И побыстрее, за несколько бодрых лет. Насобирать, к слову, удалось в 2018-м только 17, да и те по большей части из-за дробления посылок с разных складов. Но, не суть.
И зачем новому Озону этот чахлый рост год к году в 40-50%? Будем расти на 100% с гаком. Мы-то точно знаем, как этого достичь! Кыш с корабля, тормоза прогресса! Все эти люди были лишние, корабль и без них прекрасно поплывет.

Сейчас всё робот будет делать. И новинки заказывать, и остатки товарные поддерживать. А производители в очередь выстроятся, чтобы к нам на витрину встать и сами будут остатками своими умело управлять во всех категориях. Ох, как обрадуются они! Они же точно лучше справятся, у них полно продвинутых ассортиментщиков, не чета они бывшим категорийщикам озоновским. Расцветёт витрина!

Логистику на аутсорс отдадим, чего зря деньги палить на свои машины и курьеров? Всё по уму, как в учебниках написано. Из Кока-Колы людей подтянем, они вона какую логистику построили! Загляденье! Машинки по маршрутам ездят юрк-юрк, коробки с бутылками выгружаются тринь-тринь. И у нас так будет. Ну и супердиспетчера по заказам, который каждый из них отследит и поправит, разумеется, найдем. Эка невидаль? Полно таких людей!

Программы их дурацкие нам тоже не нужны, решил Саша и ему уверенно поддакнул коллега, пафосный паренек в шарфе. В топку их программы. Вместо них мы возьмем крутых пацанов и девчат из проекта Лазада. Это такой известный на другом конце Земли маркетплейс, если кто-то вдруг не знает. К слову, почти никто их в России ранее не знал, зато сейчас узнает и полюбит. Они напишут новую супер-пупер программу, как во Вьетнаме, например. Или, выше бери, как в Тайланде. Или как в Индонезии. Не суть важно. Главное, что программисты эти точно будут в 2 или даже в 3 раза круче этих бывших Озоновцев, которые код нормальный в глаза не видели. На том и порешили.

Заменял всех ушедших Саша на свежих, необстрелянных людей с горящими глазами, которые свято верили, что сейчас в России самое время, чтобы расти темпами, превышающими 100% в год и даже инвесторы в это поверили. На, говорят, Сашенька, тебе 3,5 млрд. российских рублей. Пользуйся, и ни в чем себе не отказывай (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/07/753046-covladeltsi-ozon). Если надо, еще дадим. Ты главное, расти, голуба, быстро, захватывай новые ниши, а дальше будем посмотреть. Авось и на IPO нас выведешь. Но, смотри, Саша, не перепутай, ты обещал нам сделать Амазон-2, а не Лазаду №6, 7 или 8. Смотри, не ошибись! Мы, чай, не Филиппины какие-нибудь, тем паче не Лаос, а по размеру страны Омерике фору дадим. Той, где Амазоны настоящие водятся.

Помнил Саша наказ инвесторов и разгонял машину Озонову на новые, крутые обороты. Росли эти обороты из месяца в месяц в 2018-м. 60%, 70%, 80%, в какой-то месяц почти 100% прироста к прошлому году получилось. Недосуг было Саше заглянуть под капот той машины, весь в делах, аки пчела. А то бы заметил его орлиный взор, что что-то неладное с рентабельностью творится. Средний чек куда-то вниз пикирует. Ну да ладно. Главное, растём быстро, как инвесторы велели. Мы сей демпинг каким-нибудь умным словом в презентации отчетной назовем. Но демпинг, он, как известно, и есть демпинг, как его не называй. И куда он приводит, мы все тоже хорошо знаем.

И было бы всем счастье. Акционерам – деньги рекой, сотрудникам – содержательный труд, Саше – почет и слава.

Так вот, про нюансы. А то заболтались совсем. Те самые микроскопические нюансы, о чём Саша до встречи с дядями и тётями в костюмах, да и потом долго не знал. Да и не особо стремился узнать, пока жизнь его носом туды не ткнула. И не поелозила хорошенько. Но у Саши есть на то оправдание. Не у кого было спросить. Всех, кто эти нюансы знал, и кто программы и процессы под них годами затачивал, Саша выгнал весной и летом, а новые люди, это те, которые с горящими глазами приходили, они ж ведь тоже не знали. С них какой спрос?
Итак, по нюансам:

1. Рост в 80%-100% и более %, показанный в красивых презентациях, оказывается, превращается в тонно-человеко-часы лишней работы всех этих непонятных людишек на земле. Кладовщики какие-то, упаковщики, курьеры… Все эти новые тонны товаров нужно собрать, упаковать, отвезти куда-то и всучить. И со всем этим бестолковым хозяйством придется мучаться еще несколько лет, пока Озон не превратится в чистую программную оболочку. Поставщик привёз, аутсорс собрал, аутсорс доставил, а мы только комиссию свою отщипнули. Это как Саша в Яндексе привык. И то, что инвесторам продал. Ну а пока всё это безобразие лучше роботу поручить, только где ж в России такого робота сыскать?

2. Что такое КЦ или колл-центр, Саша узнал в районе 27-го ноября, когда КЦ умер. То есть, он подавал, конечно, признаки жизни, но до середины декабря они были больше похожи на крики о помощи.

3. Аутсорс доставки. Вот здесь Сашу ждала самая большая неприятность. Казалось бы, всё предельно просто. Нужно порезать издержки на собственную дорогую, пусть и хорошую, точнее, отличную службу доставки и передать всю доставку подрядчикам. Но есть небольшое страновое отличие. Тому же Амазону есть куда доставку передать и сохранить при этом достойное качество. В UPS, например, или в FedEx. На худой конец, в DHL. А в России передать можно в DPD, PONY и СДЭК. На этом список крупных подрядчиков исчерпан. И, что интересно, ровно этот же список – антирейтинг по качеству доставки. Это знают все, кто пробовал. Но Саша-то не знал! Совсем на худой конец, можно передать доставку Достависте, Пешкарикам и другим компаниям с таджикским уклоном. И, конечно же, Почте России. Почувствуйте разницу. Когда Саша её в конце ноября прочувствовал, было уже поздно.

4. Понятие сезон. Это такое время для интернет-торговли, когда клиентам нужно в 2-3 раза больше заказов каждый день, чем в те же дни недели летом. Первый сезон, ноябрь-декабрь 2017-го, прошёл мимо Саши, так как управляли подготовкой к нему и обеспечивали стабильность работы всех служб другие люди, коих уже нет в Озоне. А всю чашу удовольствия от последнего сезона Саша испил до дна сам. Со всей своей новой «звездной» командой. И рост в декабре 2018-го ожидаемо увял. Какие там 100% год к году? Хорошо бы до 70% дотянуть. А, если мы вспомним про размножение посылок, собираемых на разных складах, то как бы фактический рост не вернулся к обычной для прежнего Озона динамике в 50%...

5. Конкуренты. Эту тему Саша на общих видеоконференциях Озона старательно замыливал. Точнее, всё время умело переводил тему на гигантские возможности рынка, что мы все, мол, такие маленькие, и рынок такой маленький, что расти нам всем еще во много-много раз. И якобы нет никаких конкурентов. А они есть. Особенно сейчас, в феврале 2019-го это стало заметно, когда Саша вылез с очередной уникальной идеей о дорогой доставке.

Некоторые конкуренты, например, Вайлдберриз, растут ничуть не медленнее Озона. Только правильно растут, с прибылью. И в том-то и дело, что именно конкуренты, которые отнюдь не глупы, очень быстро забирают себе клиентов, которых обидел Озон. А в этот сезон и особенно в феврале 2019-го Озон обидел и расстроил очень многих клиентов. Они прямым текстом в своих отзывах пишут, что были с Озоном, кто 5 лет, кто 10, но в декабре или феврале был последний их заказ. Намедни, в ветке Озона в FB, дядечка, похожий на профессора, про свои 17 лет с Озоном рассказал. Рекорд, однако. И прямо так и заявил, давай, Озон, до свидания! Не по пути нам в следующие годы.

6, 7, 8 и 9. Эти пункты не будем раскрывать подробно, просто перечислим, что еще сломалось в этот сезон: обмены между системами (привет пареньку в шарфе); управление товарными категориями на витрине; ушли многолетние партнеры из региональной сети доставки (Саша с чего-то решил, что они жируют и понизил их вознаграждение, а они возьми да и уйди, вот незадача); программа, которая рассчитывает вознаграждение курьерам, тоже сломалась. Тут просто раздолбайство чье-то, в отзывах самих курьеров очень внятно всё описано, хоть и неграмотно местами.

Всё. Хватит напраслину на Озон гнать. Ведь Саша всё выправит и обязательно ввысь взлетит. Всех конкурентов оставит с носом. С таким-то рулевым Озону любые цели по плечу!
И вот наступил февраль 2019-го… Ознаменован он был новыми радикальными идеями Саши и, как следствие, самым массовым исходом постоянных клиентов за всю историю Озона. Изящная операция по повышению среднего чека удалась на славу. С нетерпением ждём продолжения банкета. Оно неизбежно последует.

И напоследок пару слов про новый рупор Озона, девушку Машу с неоднозначной фамилией на З. и маленькие такие ляпсусы. Никто их и не заметил. Почти.

Машеньку из PR, Саша, нужно обязательно математике подучить. Она плохо считать умеет. Слышь, чё про последний сбой в Озоне рассказала на публику? Мол, коснулся он только 2% заказов и длился строго с 3-го по 9-е декабря (https://e-pepper.ru/news/ozon-perezhil-massovyy-sboy.html). А все и повелись. Все, кроме тех, что считать умеет.

На самом-то деле завал везде начался 26-го ноября, коснулся в отдельные дни 15-20% заказов по Москве и только в середине декабря чуть-чуть полегче стало, а тут опять сезон этот гадский навалился. Ни минуты покоя. Жалуются и жалуются эти строптивые покупатели. Только пост позитивный на FB разместишь, они всё жалобами облепят. Вот неразумный народ. Мы для них акцию новую изобретаем, а они всё жалобой норовят, да наотмашь, да по-больному!

Не знала Маша, что говорить-то людям, которые свои посылки не получают вовремя или неполными. Не извиняться же во всеуслышание перед ними. Это пусть сотрудники колл-центра с утра до ночи твердят свои мантры. Если дозвониться до них кому-то удастся. Мы лишь заявим, что посылок слишком много и они уже «как снежный ком». Нормально, ведь? Покатит!

А если быть ещё точнее, первый крупный сбой логистики произошел на центральном складе в Твери в середине сентября и с грехом пополам был решен в начале октября, когда полсклада из Твери в Черную Грязь переместили. В публичное пространство он просочился только благодаря посту от 5.10.18, ссылка на который приведена ниже. Но в целом его успешно замяли. Как будто и не было сбоя. С тех пор посылки начали активно двоиться-троиться, так как собирались они для столиц уже не только в Твери, но и в Чёрной Грязи и на третьем, новом складе. А интеграция, объединяющая несколько посылок в одну, не была доделана. Отсюда и источник повышенного количества заказов, которые свалились на курьеров. Каждую из нескольких коробок одного заказа стал привозить отдельный курьер. В разные дни. Суперудобство для клиентов от Озона. Суперсервис. Но ничего, терпите, клиенты, мы же для вас стараемся.

А с озвученной плановой выручкой Озона в 2018-м вообще конфуз вышел (https://e-pepper.ru/news/wildberries-prigotovilsya-k-rekordu.html). Никто Машеньке не сказал, что ИМ Озон и Ozon-Travel это слегка разные компании, хоть и в одном холдинге числятся. Озон – товарами и посылками занимается, а Ozon-Travel - билетами, с бешеными электронными оборотами и микроскопической маржой. А она возьми, да и сложи обе выручки двух компаний для какого-то очередного пресс-релиза. 70 млрд. руб. выручки в 2018-м году получилось у Озон. Формально – верно, а по факту - конфуз. Но Маша, похоже, даже не поняла, что опростоволосилась…

Подробнее - клиенты:

https://www.facebook.com/pg/ozon.ru/posts/
https://www.facebook.com/gordonconsulting/posts/10216083852076370
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10156728715003076&set=a.10151053606083076&type=3&theater
https://market.yandex.ru/shop/155/reviews?clid=703

Подробнее - сотрудники:

https://otrude.net/employers/26029
https://orabote.top/feedback/list/company/48116
https://orabote.biz/feedback/list/company/48116

За сим спешу откланяться.
Распространение - приветствуется.
=======
Конец цитаты

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это цитата сообщения ma_zaika Оригинальное сообщение art ma-zaika Glamour photography by Joon BrandtT В  В  Норвежский фотограф Джун Брандт (Joon ...
США - страна мастерских. Их концентрация - от гаражного уровня до серьезных лабораторий  - порой доходит до 5 и более малых компаний на гектар. Они там, более или менее, везде. Крупные компании не являются в США фундаментом и даже двигателем технологического роста. Их не так много, & ...
Я воспроизвожу с небольшими сокращениями материал , появившийся на днях на страницах ресурса . Я предвижу "крик беотийцев" по поводу предлагаемой идеи. Хотя мне она представляется вполне разумной, особенно на Востоке и в Одессе. Звичайно, слід бути певними, що ніякі зміни на Сході ...
Как сообщили украинские СМИ,  29 мая 2019 года на Киевском судостроительном заводе ПАТ «Завод «Кузня на Рибальському» (бывший «Ленинская Кузница») произошел пожар на переоборудуемом там из недостроенного среднего рыболовного морозильного траулера проекта 502ЭМ среднем ...
Позавчера был день беженцев и небольшая тусовка тех, кто ими занимается. Ничего интересного, кроме угощений и озвученной статистики, согласно которой 70% населения РФ считает заботу о беженцах прерогативой и обязанностью государства. И даже те, кто находились в зале, с этим ...