Отзыв 5: вопросы брака и семьи
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Браку и семье посвящен принятый «Святым и Великим Собором» документ «Таинство Брака и препятствия к нему». Также эта тема затрагивается в Окружном послании, Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви и документе «Миссия Православной Церкви в современном мире».
Та часть указанных текстов, в которой изложено евангельское, святоотеческое учение о браке и семье, встречает полное согласие со стороны православных христиан. Вместе с тем отдельные положения документа «Таинство Брака и препятствия к нему» противоречат учению Церкви, носят соблазнительный характер, вследствие чего текст в целом должен быть отвергнут как неправославный. Речь идет о фактическом дозволении для православных вступать в брак с инославными под видом «икономии»[1], а также об утверждении, согласно которому содомиты, несмотря на свой грех, остаются членами Церкви[2].
Прежде чем привести соответствующие формулировки текста, отметим, что проект документа «Таинство Брака и препятствия к нему» подвергся острой критике в ходе предсоборного процесса.
Достойна внимания и одобрения последовательная позиция Грузинской Православной Церкви, которая не подписала проект документа на совещании в Шамбези в январе 2016 г., а также подтвердила свою позицию на заседании Священного Синода 25 мая 2016 г. и в послании Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к патриарху Константинопольскому Варфоломею (июнь 2016 г.). С точки зрения Грузинской Церкви, допущение неправославных к участию в таинстве Брака является нарушением 72 правила VI Вселенского Собора[3]. Подобное нарушение носит экклезиологический характер, поскольку искусственно расширяет границы Церкви Христовой, как бы причисляя к ней еретиков (ведь таинства Церкви могут совершаться только над ее членами). Также Грузинская Церковь выступила против формулировки документа об однополых союзах, предложив недвусмысленно осудить грех содомии и убрать утверждение о содомитах как членах Церкви[4].
С критикой положения о возможности брака с инославными также выступили, например, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета Димитриос Целенгидис, болгарские священнослужители, монахи и миряне в письме к священноначалию от 23 февраля 2016 г., афонский монастырь Григориат, участники круглого стола в Кишиневе 12 июля 2016 г. В Русской Православной Церкви эта позиция была поддержана и обстоятельно изложена иереем Алексием Кнутовым и богословом Павлом Кузенковым[5].
Видимо, именно под воздействием критики в итоговом документе было убрано следующее антиканоническое утверждение: Брак православных с инославными <�…> может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви[6].
Вместо этого в принятом документе относительно браков православных с инославными сказано: «Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека».
Данная формулировка, как и исходная, вопреки правилам Церкви фактически разрешает браки с инославными. Очевидно, изменение предыдущей формулировки было лишь дипломатическим ходом, проявлением лукавства. То, что произошедшее следует трактовать именно таким образом, следует не только из логических умозаключений: почти сразу после Собора Румынская Православная Церковь приняла решение об официальном дозволении церковных браков с инославными[7], при этом указав в том числе на условие, при котором дети в таких браках должны быть крещены и воспитаны в Православной Церкви.
Таким образом, впервые в истории Церкви на столь высоком уровне (как декларируется, «всеправославном») принято решение, противоречащее церковным правилам и дозволяющее брак с инославными.
Подобное вопиющее пренебрежение Священным Преданием носит совершенно отчетливо намеренный характер и не является случайной ошибкой. Более того, упразднение одного из препятствий к браку открывает возможность для более открытого и «легитимного» обсуждения и постепенной отмены других, еще более существенных препятствий. Например, в некоторых достаточно заметных группах клириков и мирян, принадлежащих к Константинопольскому патриархату и Православной Церкви в Америке, активно обсуждается возможность признания Церковью брака православных с нехристианами[8] и даже «однополых союзов»[9].
О том, что данные угрозы небезосновательны, опять-таки свидетельствует документ, принятый Критским собором. В нем говорится: Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов – как однополых, так и заключенных с противоположным полом, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного понимания покаяния и любви, благословленной Церковью[10] («Таинство Брака и препятствия к нему». I.10).
В тексте, таким образом, утверждается, что лица, находящиеся в «однополых союзах», являются членами Церкви. В этом свете фраза Церковь не признает возможным для своих членов <�…> вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака[11], получает совершенно скандальное и неприемлемое звучание, поскольку открывает прямой путь к признанию Церковью гомосексуальных «союзов».
Подобные соображения не являются плодом неумеренной фантазии «фундаменталистов» и «зилотов», но, к сожалению, находят фактическое подтверждение.
Так, на заседании Специальной межправославной комиссии по подготовке «Всеправославного Собора» весной 2015 года при обсуждении проекта документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» митрополит Иоанн (Зизиулас) из Константинопольского патриархата заявил, что в число видов дискриминации, которые должна осудить Церковь на соборе, входят преследования гомосексуалистов[12].
В принятых документах Критского собора нет ясно высказанного осуждения греха содомии, хотя в свете нарастающей пропаганды гомосексуализма в современном мире данная тема, безусловно, должна быть отражена более содержательно.
Закономерно, что представители и апологеты ЛГБТ-сообщества увидели в решениях критского собрания значительно смягченное по сравнению с традиционным отношение к гомосексуализму, а также обратили внимание на то, что Церковь, согласно принятому документу, считает гомосексуалистов своими членами[13]. При этом формулировка в отношении гомосексуального союза несколько мягче (не позволяет), чем касательно двоебрачия и четвертого брака (которые категорически осуждаются), а также брака с нехристианами (категорически запрещается).
Таковы фундаментальные причины, по которым документ «Таинство Брака и препятствия к нему» должен быть категорически отвергнут. К ним можно добавить то, что в документе не рассматриваются должным образом или игнорируются многие актуальные вопросы, связанные с браком и семьей: например, отсутствие официального статуса у церковного брака в ряде стран с исторически православной культурой; попустительство блуду в виде практики причащения лиц, живущих в блудном сожительстве; распространенное в пастырской практике ложное толкование слов святого апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам (7, 14), противоречащее
72-му правилу VI Вселенского Собора[14].
В связи с вышеизложенным на усмотрение священноначалия Русской Православной Церкви и Синодальной библейско-богословской комиссии предлагается:
1. Признать документ «Таинство Брака и препятствия к нему», принятый собором на Крите, не соответствующим православному вероучению и неприемлемым.
2. Направить по этому поводу послание представителям тех Поместных Православных Церквей, которые утвердили указанный документ, и призвать их отказаться от ранее принятого решения.
3. Дать богословско-каноническую оценку церковному законодательству и практике Синодального периода, когда в Русской Православной Церкви официально были разрешены браки с инославными.
4. Учесть представленные соображения при подготовке итоговой версии документа «О церковном браке», разрабатываемого Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви.
5. Рассмотреть возможность внесения изменений в ту часть Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, в которой говорится о допустимости браков с инославными.
Отметим также точку зрения протоиерея Владимира Воробьева, высказанную в 1996 г.: Древняя Церковь <�…> считала, что брак между православным и инославным невозможен потому, что истинный брак может быть только внутри Церкви. Если невозможно приступить к Святой Чаше вместе, значит, невозможно и таинство Брака. И разрешение смешанных браков являлось и является в наше время существенным компромиссом, существенной уступкой, и такой брак тоже все равно не считается полноценным, и напрасно настаивают и думают некоторые, что это вполне хорошо и ничего здесь нет сомнительного. <�…> Если православный человек женится на неправославной или православная девица выйдет замуж за неправославного, то она, таким образом, теряет возможность приступить к Святой Чаше. И если она хочет вернуться к евхаристической жизни, то должна расторгнуть свой брак как православная сторона. См.: Протоиерей Владимир Воробьев. Православное учение о браке // URL: http://pk-semya.ru/novosti/item/5529-pravoslavnoe-uchenie-o-brake.html
Отметим, что в адрес «Святого и Великого Собора» было направлено обращение Европейского форума ЛГБТ-христианских групп, при котором действует и некая «православная рабочая группа».
https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.