"Отсутствие Анны" Яна Летт
majstavitskaja — 29.05.2023Каркнул Ворон: «Nevermore!»
У Марины пропала пятнадцатилетняя дочь Аня. Анна, как она просит себя называть, раздражаясь, когда мать оговаривается уменьшительным "Аня" . Вот это уточнение сейчас к чему было, когда такая беда? Девочка-подросток в неизвестном месте, с непонятными людьми, неясно жива ли! Это уточнение к тому, что "Отсутствие Анны" необычная книга. Не такая, в которой подростка травят в школе, подталкивая к роковой черте. И не та, в которой к неразумному поступку вынуждает конфликт с родителями, их произвол в выборе партнера или жизненного пути. Стыдная тайна, зависимость, стремление доказать миру что-то.
Ничего из перечисленного и от всего понемногу: в школе подтравливают и нет друзей; с мамой вялотекущий конфликт, который начался, кажется, с рождения, а папа в жизни Анны присутствует как персонаж соцсетей с фотографиями из экзотических мест, на которых с ним все более молодые и все обильнее татуированные девушки. И нет, он не богач-плейбой, как вы могли подумать, а обыкновенный нищеброд "автостопом-по-Галактике", на воспитание дочери никогда ни копейки не дал, Марина все сама, да они и женаты официально никогда не были.
Отсутствие Анны началось задолго до исчезновения. С перманентной гражданской войны в маленькой семье, неизвестно за что объявленной самому близкому человеку. Когда все, исходящее от матери словно бы фильтровалось сквозь осколок тролльего зеркала. Деликатность и нежелание вторгаться в личное пространство воспринимались равнодушием и черствостью, проявление интереса назойливостью, любая попытка сблизиться встречала отпор. И сейчас Марина проходит все стадии горя, боли, тревоги, на качелях от надежды к отчаянию, отягощенная еще и постоянным: "Что я сделала не так? Насколько это моя вина?"
Когда истерзанная мать на очередном витке безнадежной надежды предпринимает собственное расследование, пройдя по следу из букв, которые хлебными крошками оставила Анна, повествование внезапно делает крутой поворот от реалистичной драмы к сновидческому фэнтези, отправив Марину в путешествие по стране-компиляту из составляющих Анину вселенную книг (от "Нарнии" до "Дома, в котором") и придав в спутники ее любимого писателя Эдгара Аллана По.
Яна Летт умеет прописывать замечательно подробные миры. мой книжный год начался ее "Препараторами", и это без скидок захватывающее чтение, которое возвращает яркость подросткового восприятия, когда читаешь до двух часов ночи, не в силах оторваться. Там совсем иной мир, но он так точно и четко прописан, что дух захватывает и буквально затягивает в книгу, как в аэродинамическую трубу. Но здесь психоделическая часть выглядит откровенно блекло, оставляя впечатление фрагментарной незавершенности.
Хотя этот недостаток книги, рассмотренный под определенным углом, становится ее достоинством. Таков претенциозный и пафосный мир Анны, много о себе думающей, мало что из себя представляющей. Финал замечательно хорош: можешь уйти в подкроватную изнанку, можешь остаться, можешь попытаться снова, можешь перестать уже стучаться в дверь, которую перед тобой упорно захлопывают и жить дальше.
|
</> |