Отрезанный ломоть
nchudova — 26.03.2023Вынырнула из работы, походила по сетям и вдруг поняла, что за последние недели в общественном пространстве стало тише.
В ФБ зашла на страницу человека, чьи драматические сообщения об отъезде во Францию я публиковала год назад. Увидела два поста, которые многие уехавшие отметили не просто лайком, а значком солидарности («обнимашка» в ФБ). Автор пишет хорошо, структуру школьного сочинения выдерживает, так что у каждого поста есть часть «Заключение». Вот такие заключения он делает:
— «Так вот, товарищи поддерживатели, вы - сволочи. Даже если и по скудомыслию, все равно сволочи» (февраль 2023);
— «И наконец, пожалуй, самое главное: нужно бы ответить на вопрос - и чё, ты насовсем что ли? Скорее всего - да. Хотя… Теперь я не могу что-то утверждать с железной определенностью. Пока же главный вывод, что сделал для себя - жить должно быть интересно! Где этот интерес будет генерироваться - там и нужно жить. А не ныть про "родовое гнездо" и березки у реки» (март 2023).
Вот интересно, в первой мысли «все, кто поддерживают не то, что я, – сволочи» больше сказывается специфика либеральной позиции или соц-пс. закономерность радикализации периферии группы по сравнению с ядром? Давно уже замечено, что либерализм (прогрессизм, как это называлось полтора века назад) формирует категоричность, чёрно-белое мышление, нетерпимость. Но с другой стороны и позиция меньшинства, борющегося с государством и «костной массой» населения, поддерживающего существующий порядок, тоже обязательно должна быть более жёсткой, иначе же сопротивление невозможно.
А вторая мысль, тоже оказавшаяся важной для многих, объясняет некоторое смягчение в общении с «бывшими соотечественниками». Действительно, когда уже «насовсем» и когда уже только интересностью определяется выбор, тогда уже и ко всему оставленному в «родовом гнезде» человек относится легче и проще. Всё родовое, родное, связывающее жилами, общим током крови, всё порождаемое жизнью, а не воображением, уходит из отношений. Теперь родовое гнездо и родные – по ту сторону Стикса. Это у бога христиан мёртвых не бывает, а для стоика – «умерла так умерла».
Так что в этом смысле второе обстоятельство жизни уехавших, сочетаясь с первым, даёт сейчас «плюс на минус»: радикализм умиряется отсутствием живой связи и на выходе может возникнуть даже приветливое безразличие. «Лёгкая социальность», описанная когда-то для сетевого общения, — это тот «потолок» общения и те границы участия, которые устанавливаются в отношениях уехавших с оставшимися. Ни глубины, ни жизненности. Как раскраска картинок, созданных нейросеткой (модная сейчас вещь), отличается от работы за мольбертом, так эта коммуникация отличается от подлинных отношений.
|
</> |