Отправляйся-ка ты в Ад, капиталистическая Россия.
region_77_rus — 03.09.2010 Теги: Медведев Прохоров Фурсенко СавченкоМедведев на Госсовете: приговор оглашен
«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев на Госсовете 31 .08.10. Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса. Мавр сделал свое дело..
… «Все очень кисло»
(Из выступления Д.А. Медведева на Госсовете)
«Русского солдата мало убить – его надо еще и
повалить на землю». Эти слова Бисмарка в полной мере относятся и к
системе российского образования: смертельно раненая, она слишком
долго держалась на ногах. И вот момент настал: по приговору
Кремля высшую школу валят окончательно.
Госсовет от 31.08.10 следует считать
рубежным событием: до этого дня «герои и мученики науки» могли
тешить себя надеждами на снятие Фурсенко и стоящей за ним мафии (
Чубайс, братья Ковальчуки, Кириенко и др.), то на этот раз войну
просвещению объявило первое лицо государства.
Слово «Госсовет» не должно вводить в заблуждение:
этот орган не принимает и даже не корректирует решений Кремля.
Госсовет – это Лобное место, с которого торжественно, с
надлежащим церемониалом, оглашаются уже вынесенные первым лицом
приговоры, после чего сразу же начинается их исполнение.
На этот раз, за день до начала учебного года, был
вынесен окончательный приговор российскому просвещению, и более
того – всей российской интеллигенции. Не узкому кругу
московско-питерской обслуги властей, а массовой российской
интеллигенции, которая пока еще держит на плаву российское
государство.
О ритуальном характере мероприятия напоминает
присутствие в кадре его главного режиссера и продюсера – Владислава
Суркова. Но если Рязанов отмечался сугубо в эпизодических ролях,
то, сидящий по правую руку Медведева Сурков явно претендует на
лавры Нерона, совмещая в одном лице автора, режиссера, исполнителя,
а то и претендента в императоры.
Таким образом, главное политическое событие
госсовета – официальная презентация Суркова в качестве первого лица
президентской свиты. Не сказав ни единого слова, новый
«полудержавный властелин» торжествующе маячил одесную суверена чуть
ли не в половине кадров репортажей.
Не менее важный момент Госсовета –
блистательное отсутствие Владимира Путина. Не исключено, что он
не торопится отмечаться в крайне сомнительной кампании, предоставив
главную роль своему соправителю.
Навязчивая «модернизационная» риторика не должна
вводить в заблуждение: не раз и не два Медведев подчеркнул, что
«модернизация образования» будет уничтожением не только системы
образования, но и носителей «устаревших» знаний в лице
образовательных - университетских и академических, элит.
Подчеркнем особо: речь идет именно о замене
элит с целенаправленным наймом и продвижением на ключевые
направления западной профессуры и вестернизированных выпускников
западных учебных заведений. Первые партии американских ,
европейских и израильских профессоров-«цивилизаторов» уже ввезены
за счет российского бюджета – в частности, на обществоведческие
кафедры МГУ.
Модернизация сведется к тому, что «старая»
интеллигенция будет окончательно добита, а новая будет создана с
нуля не только по иностранным лекалам, но и под непосредственным
внешним контролем. Так что формированием новых элит западные
конкуренты займутся уже без посредников.
Характерно выступление Михаила Прохорова –
не в привычной роли похотливого нувориша из Куршевеля, а в роли
фактического главы РСПП, то есть, по логике неолибералов –
генерального заказчика всей системы образования. Заказчик этот
полагает, что единственная цель просвещения - не более чем оказание
«бизнесу» «образовательных услуг» по подготовке «востребованной
рабочей силы».
Прохоров предложил две вещи. Первое – резко
сократить высшее образование, «не востребованное» бизнесом, сделав
упор на подготовку рабочих массовой квалификации. С точки зрения
прибылей «Норникеля» этого вполне достаточно. Собственно, при найме
иностранцев Прохоров не нуждается ни в своих согражданах, ни в
самом российском государстве.
Второе предложение Прохорова – предельно (тоже в
разы) сократить и систему среднего профессионально-технического
образования, заменив ее на сокращенные до нескольких месяцев курсы
узкопрофессиональной подготовки. При этом он открыто заявил, что
«бизнес» не хочет оплачивать социальную компоненту образования -
«возиться с трудными подростками», а заодно и создавать льготные
рабочие места для несовершеннолетних.
Отметим особо: именно Михаил Прохоров является
последовательным идеологом массового демпингового завоза
иностранной рабочей силы и политики «социального дефолта», то
есть одностороннего отказа государства и бизнеса от своих
социальных обязательств. Напомним, что на одном из недавних
Госсоветов именно Прохоров открыто предложил «подкорректировать» и
без того дырявый Трудовой кодекс и заменить «устаревшую» систему
бессрочного найма, дававшую работникам общепринятые в развитых
странах гарантии на систему временной (контрактной) занятости.
Собственно, просветительская программа олигарха лежит в той же
плоскости.
Как положено по законам театра, была на Госсовете
и оппозиция в лице бессменного белгородского губернатора Савченко
(знаменитого своими действительно успешными программами поддержки
сельского хозяйства и кредитования сельского жилищного
строительства – ред.).
Савченко рискнул очевидную истину, что «если
высшее образование становится платным, то перестает быть
высшим». После чего добавил, что в той же Европе высшее
образование оплачивает за свой счет, дай Бог, процентов 20
студентов, «да и те, похоже – иностранцы». ( В Японии и Южной
Корее поставлена задача перехода ко всеобщему высшему образованию –
ред.). В качестве простейшего механизма финансирования Савченко
предложил систему распределения выпускников с отработкой
определенного срока. Кстати, именно такая схема распределения
позволила Лужкову закрыть дефицит участковых врачей – и дать им
образование бесплатно. Надо сказать, Савченко рисковал –
особенно с учетом уже подготовленного введения платности и среднего
образования.
Артистизму и убедительности ответа Медведева мог
позавидовать сам Станиславский: сделав честные глаза и обиженное
лицо, президент публично поклялся, что в Европе высшее образование
за государственный счет доступно только единицам, и то – гениям. Не
поверить джентльмену на слово не рискнул уже никто: себе дороже.
Однако, если судить по лицам, тошнило всех губернаторов – кроме
тех, кто, в подражание высочайшим новациям, настукивал в
«Твиттер».
Показательный фактор – полная замена традиционной
для образования терминологии и концептуального аппарата, переход
основных докладчиков на характерный неолиберальный жаргон, не
оставляющий места «нерыночным» явлениям. Единственным субъектом
новой философии образования является крупные собственники (бизнес)
и его экономический интерес – сиюминутная потребность в максимально
дешевой и минимально квалифицированной рабочей силе – в ином
качестве ни преподаватели, ни учащиеся просто не
рассматриваются.
Более того, ни разу (проверьте по стенограмме)
не было упомянуты конституционные права граждан – в частности, на
образование, социальную защиту. Именно эти права,
непосредственно прописанные в конституции, «реформа образования»
нарушает тотально. Ни разу не были упомянуты и какие-либо
долговременные социальные цели образовательной сферы.
Вне обсуждения оказался главный аспект
образования – воспитание и социализация, формирование системы
ценностей, делающей самца или самку сапиенса адекватной личностью.
«Образования» и тем более «просвещения» для ведомства Фурсенко
попросту нет – есть покупатели и продавцы абстрактного
«образовательного продукта», который, в свою очередь, сводится от
системного знания к фрагментарным «компетенциям».
Умолчание о личностных, социальных и гражданских
аспектах образовательной «реформы» симптоматично. Именно личность,
просвещенная и гуманная, была главной целью и главной ценностью
эпохи Просвещения, давшей миру классическую систему
фундаментального университетского образования, расцветом которой
стал ХХ век. Очевидно, 21 век эпоху просвещения похоронит.
О грубом непрофессионализме реформаторов и
ликвидационном характере «реформы» говорит и то, что основные
докладчики под вывеской «профессионального образования» стригут под
одну гребенку все его уровни и учреждения: от профориентации
подростков до РАН, от ПТУ до МГУ. Такая нивелировка
разнокачественных явлений и объектов показывает, что цели
стратегические реформы, если таковые есть вообще, с образованием не
связаны.
Завершение любой трагедии, будь то «Фауст» или
заседание Госсовета – эффектный драматический финал, апофеоз,
катарсис… И если по форме заключительное слово Медведева выглядело
несерьезно (как некогда – болтовня Горбачева), то его содержание –
действительно, настоящий смертный приговор не просто системе
образования и ее персоналу, а российской интеллигенции, как
сословию и социальному явлению.
Ничего личного – Дмитрий Анатольевич напомнил о
«демографической проблеме» – провале ельцинских девяностых,
отправивших в мусорные ведра абортариев десятки миллионов
несостоявшихся «потребителей образовательных услуг».
«Нам надо думать, что делать с
профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного
питерского интеллигента сказал Медведев. И тут же предложил
варианты «окончательного решения профессорско-преподавательского
вопроса», проработанные ведомством Фурсенко.
В обойме идей - «перераспределение преподавателей
в успешные ВУЗы» – очевидно по ходу ликвидации «неуспешных», «не
востребованных рынком и бизнесом». Еще одна идея - ссылка
профессуры в ПТУ и школы: «часть кадров должна перейти в средние
учебные заведения» - очевидно, к тем самым «трудным подросткам».
Эффективность уничтожения профессуры, как класса, значительно
повысит передача ВУЗов с федерального уровня на баланс заведомо
неплатежеспособных региональных бюджетов.
Впрочем, на реформаторов работает и само время –
средний возраст преподавателей давно перевалил за 70-летнюю
отметку, что соответствует максимальной смертности мужского
населения. Статистика смертности знает все…
Однако главный тренд образовательной реформы -
«реорганизация, перегруппировка и укрупнение» десятков
разнопрофильных и удаленных учебных заведений в «плавильные котлы»
- «федеральные университеты» ( аналог - хрущевские
колхозы-гиганты – ред.), в ходе которого будут «кротко и
милосердно, без пролития крови» уничтожены и кафедры, и
преподавательские ставки, и научные коллективы, и учебные
места.
Для особо недогадливых Медведев пояснил открытым
текстом: «Некоторые ВУЗы должны исчезнуть». При этом, по
заявлению самих же реформаторов, в число этих «некоторых» войдут
четыре из пяти российских университетов.
Что касается «исчезновения» «некоторых» ВУЗов,
«невостребованных рынком рабочей силы», на ум приходит следующий
казус десятилетней давности. Выступая с заказным докладом в одном
из среднеазиатских государств, Мадлен Олбрайт жестко отрезвила
местных коллег неполиткорректным, но вполне правдивым заявлением:
«Если ваши государства бесследно исчезнут, в мире этого даже не
заметят».
Собственно, примерно о том же намекнул Медведев
образовательному сообществу, привыкшему считать себя пупом земли.
Историческая миссия по слому советской системы завершена – и вот,
двадцать лет спустя, «революционный класс» снимают с
довольствия.
Итак, контрольный вопрос: представьте, что в
один прекрасный день исчезли не «некоторые», а абсолютно все
российские ВУЗы. Впрочем, зачем же «исчезли»? Представьте себе,
что «по рекомендации работодателей» в стране полностью прекращен
набор в ВУЗы. Реально ли такое? Более чем реально - именно об этом
открытым текстом заявлено на Госсовете. Более того, это уже
сделано с военными Вузами РФ, куда с этого года полностью прекращен
набор курсантов. И - никаких стрелецких бунтов.
Пострадают ли интересы экспортно-сырьевого
бизнеса? Ничуть. Строительного бизнеса? Ни в коей мере.
Инновационного? В «высокотехнологических» промзонах Азии 90%
работников имеют начальное образование – для работы на конвейере
его более чем достаточно. Будет достаточно и в Сколково. Не секрет
также, что «социально ответственному» российскому бизнесу
оборудование и технологии удобнее покупать на Западе, размещать
заказы – в Китае, а недостающие дешевые кадры завозить из Средней
Азии.
Так что если завтра все российские ВУЗы
действительно испарятся, лет на двадцать прекрасно хватит уже
работающих специалистов, а интересы крупного капитала состоят не в
улучшении, а в удешевлении рабочей силы, путь к чему – снижение и
сужение квалификации.
Увы, возможного исчезновения российской высшей
школы не заметит никто, кроме уволенных преподавателей. Даже
абитуриенты – ибо место «неуспешных» российских университетов тут
же займут филиалы иностранных.
Исторический круг замкнулся: начатая Петром
эпоха российского просвещения завершается утилизацией российской
интеллигенции, как класса.
Александр Дмитриев
1.09.10
Источник: http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=div2&page=4&type=2632&what=1001