ОТНОШЕНИЕ ЯПОНЦЕВ К ЖИВОМУ

Так вот и моему ребенку тоже привезли и подарили такую.
Пластмассовая миниатюрная коробочка, кажется розового цвета, ибо существо, которое жило в ней, в этой коробочке, было женского рода, и если я правильно помню, это был цыпленок.
Все как положено с совершенно живым существом, цыпленка следовало кормить и поить по расписанию, строго дозируя необходимые ингридиенты, витамины, жиры и углеводы.
Цыпленка следовало водить на прогулки, укладывать спать вовремя. Может быть, следовало даже петь ему перед сном колыбельную... не помню, но развлекать и дарить маленькому существу с сердечком, бьющимся от маленькой батарейки, и проживающему в пластиковой коробочке, много радости было совершенно необходимо. Согласно инструкции.
Так мы и действовали.
Моя маленькая дочка очень старательно следила по показателям электронного табло, чтобы наша цыпа была сыта и довольна, а если она заболевала, то мы ее лечили: давали лекарства, также согласно инструкции.
Так продолжалось несколько дней, может быть даже одну неделю, а потом случилось вот что. Коробочка сначала показала своим экранчиком, что цыпа больна, голодна, грустна и прочий негатив, который неожиданно попер валом. А потом вдруг, не успели мы и лекарства ей нацедить, на экране показался гробик с надписью: Цыпа такая то, возраст 5 лет 4 месяца 7 дней, благополучно почила в Бозе. То есть умерла.
Когда до моего ребенка дошло, что показывает экранчик, она в ужасе отбросила от себя эту штуку, испуганно забилась и заплакала.
Оказалось, что не смотря на всю нашу любовь, и все старания дочери, существо в коробочке было смертно и не долгожительно.
Потом, я посмотрела, точно такой же цыпленок родился внутри коробочки заново, и у него начался все тот же жизненный цикл. Он опять, как и его предшественник, требовал есть, пить и развлекаться.
Но дочка моя больше не брала в руки волшебную коробочку, даже не хотела смотреть в ее сторону, Так сильно прозвучало для нее впечатление о смерти любимого питомца. Пришлось нам батарейку вытащить, коробочку спрятать.
И вот тут мне вспомнились анкеты, котрые раздавали в японской начальной школе учителя на уроке 道徳 "дотоку", что означает "мораль". "Моральное воспитание", обучение правилам поведения, формирование необходимых нравственных и этических норм, необходимых японцу - довольно странный прережиток, но все же существующий до сих пор один из обязательных предметов начальной школы.
В одной из анкет ученикам предлагалось ответить на простые вопросы:
- были ли у вас дома питомцы?
- какие именно питомцы у вас были?
- как долго они прожили?
- какие чувства вы испытывали, когда питомцы умирали?
Вот этот вопрос запомнился мне своей странностью. Как умирали? Это невозможно. Питомец, который живет в доме, которого любит ребенок, ни в коем случае не может умереть. Не должен умереть.
А уж если ситуация начинает приобретать такой оборот, родители максимально дистанцируют, изолируют от нее ребенка. "Птенчик улетел", "Щенок убежал", "Кот ушел жить на крышу". "Но, они непременно вернутся, мы их непременно найдем и вернем назад".
Японская натуралистичность позволяет не только напрямую продемонстрировать детям смерть близкого существа, но и культивируют чувства сожаления или чувства вины за безвременный уход любимца. Они тренируют чувства? Или закаляют чувства?
Этого я до сих пор не понимаю и объяснить не могу.
Мы все знаем, японцы любят природу. Но, как они ее любят?
|
</> |