Откуда в голове Путина взялись галоши для Африки?
burckina_new — 20.11.2019 Небольшое, но убедительное расследование на тему резино-технической промышленности СССР и нынешней РФ.Галоши для президента
Уже почти 30 лет как государства СССР даже де-юре нет на карте мира, но сенсационные «открытия» относительно специфики устройства социалистической экономики продолжают сыпаться на головы соотечественников. И если «скандалы, интриги, расследования», а также безумный трэш уровня перестроечного «Огонька» из уст «профессиональных демократов» уже как-то совсем никого не трогают и даже порядком подзабылись — жизненная практика последних десятилетий кое-как все-таки настроила грубые информационные фильтры в мозгах граждан — то вот возвращение до боли знакомых ноток из начала 90-х в речах «уважаемых господ» в последние годы для многих (почему-то) было неожиданностью. До недавнего времени.
Доля химпрома и каучука выросла за счет увеличения экспорта и сокращения внутреннего потребления
Структура российского экспорта и импорта значительно отличается от советской. Доля продукции химической промышленности и каучука в экспорте составляет в 2018 г. 6,1 % (27,4 млрд. $), доля этой статьи в импорте — 18,3 % (43,6 млрд. $).
Вместо советского паритета — значительное превышение ввоза над вывозом, при увеличении долей в структуре как экспорта, так и импорта (особенно — в 4,5 раза). Причем вывоз сырья и первичных форм продукции сочетается с ввозом продуктов с высокой степенью переработки, и в этом отношении химическая и резинотехническая отрасль промышленности ничем не отличается от общей структуры российской экономики в целом.
Теперь к основному виду товарной продукции — к шинам.
В 1989 г. в СССР новых шин всех видов производилось 69,7 млн. шт (в основном сосредоточено в РСФСР).
В 2018 г. в РФ — 67,5 млн. шт. Уровня 1989 г. снова достичь не получается. И это при том, что потребление шин в мире с тех пор все это время неуклонно росло и по оценкам экспертов будет расти и дальше, а доля РФ в производстве непрерывно падала. Шины далеко не ширпотреб, однако и тут ситуация показательная.
Никому не нужные галоши?
Наконец, перейдем собственного к президентским галошам. (Всю обувь рассматривать не будем — по причине совсем неприличной разницы в объемах производства между СССР и РФ — возьмем только продукцию «галошной» промышленности, резиновую).
Объем производства резиновой обуви в СССР в 1990 г. составлял — 203 млн. пар. При том на экспорт ушло около 4,1 млн. пар (кто-то все-таки покупал). То есть всего 1,8 % от производства. Стоит ли говорить, что ни в структуре советского экспорта, ни в структуре советского импорта среди десятков основных товарных позиций резиновая обувь (тем более отдельно галоши) даже не упоминаются?
Структура экспорта СССР в 1990 г. (в процентах)
В РФ в 2018 г. произведено около 21 млн. пар резиновой (и пластмассовой) обуви, в том числе пресловутых резиновых галош — 5,4 млн. пар. Даже если прибавить сюда прочую обувь на резиновой подошве и с использованием резины — еще 18,3 млн. пар — то в сумме все равно получается всего лишь 39,3 млн. пар. Много это или мало? Может быть, это ровно столько, сколько и требуется сейчас «свободному капиталистическому рынку» и мы, наконец, ушли от неэффективного планового производства того, что никому не нужно?
И вот здесь есть два интересных момента.
Первый, символический. Учитывая, то что это чуть больше, чем выпускалось в Российской империи в 1913 г. (38,9 млн. пар) и меньше, чем в СССР до индустриализации (до открытия промышленного способа получения синтетического каучука) в 1929 г. (42,1 млн. пар), наша страна действительно движется в сторону «России, которую мы потеряли (с)», как практически официально и декларируется, и стремительно уходит от тяжелого наследия советской индустриализации.
Второй — и это самое забавное — рыночной востребованности! Если насчет потенциала и нужности советского экспорта у кого-то могут остаться вопросы (представим на секунду, что ширпотреб и правда составлял какую-то значимую часть экспорта, но в то же время тогда был никому в мире не нужен), то современная картина рынка однозначно говорит — мировой товарооборот резиновой обувь огромен. Как ни странно — современные галоши (условно, конечно — понятно, что от моды никуда не денешься, нынешняя резиновая обувь это уже не галоши советского образца) оказываются востребованы прямо сейчас. Как себя чувствует промышленность РФ на этом — далеко не африканском — рынке?
Объем мирового товарооборота резиновой (включая пластмассовую) обуви в 2018 г. составил около 64 млрд. $. Место РФ здесь — 1,3 %. При этом доля собственно экспортных отечественных «галош» в этих 1,3 % товарооборота — всего 7 % (вывозится на 64 млн. $), остальное — импорт. Насколько это микроскопическая доля в мировом масштабе пояснять излишне. А 39,3 млн. пар годового производства не оставляет практически ни единого вопроса по поводу перспектив отечественной промышленности на этом рынке даже в теории.
Вот и получается, что, в отличие от СССР, резиновая обувь из современной РФ не то что никому в мире не нужна — это при наличие расширяющегося спроса — но даже и для внутреннего потребления в необходимом количестве и качестве не производится. При этом, глядя на то, что Россия в 2018 г. такой товарной позиции как «водонепроницаемая обувь из резины» поставила на экспорт меньше чем, например, Киргизия, и на ровне с Кенией, при в разы большем импорте, возникает ощущение, что она сама здесь находится в роли «африканского» потребителя импортного ширпотреба из высказываний господина президента.
Галоши и африканский песок
Вообще, с Африкой и песком получается интересно. Выше уже упоминалось, что в РИ производилось в 1913 г. 38,9 млн. пар резиновой обуви. В то время 3 завода — питерский «Треугольник», московский «Богатырь» и рижский «Проводник» — действительно были одними из крупнейших производителей данной продукции в Европе, а резиновые изделия заметной статьей в экспорте РИ.
Вот такие, например, создавались под это рекламные плакаты:
Верблюды, египетские сфинксы, пустыня, песок и… галоши.
Или вот образцы рекламных плакатов уже раннего советского периода:
Как ни странно, галоши действительно пользовались спросом у мусульман (как раз в среднеазиатских республиках и странах востока). Отчасти по религиозным соображениям (особенностями религиозных обрядов, связанных с необходимостью снимать обувью при входе в мечеть).
А вот в Африку галош СССР не поставлял. Поставляла ли в Африку галоши большая тройка заводов резиновой промышленности Российской империи неизвестно. Но зато глядя на рекламные плакаты того времени, можно предположить, чем именно вдохновлялись спичрайтеры президента. Только опять — как это часто у них случается — немного перепутали государства, Российскую империю с СССР.
Взгляд со стороны
Очередная история из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно» огорчает не сама по себе. И даже не как уже давным давно утвердившаяся тенденция среди публичных персон безбоязненно (и безнаказанно) говорить любую чушь на всеобщее обозрение (особенно по части советского периода нашей истории, хотя и не только). Важно другое — такие высказывания в массовом сознании давно не вызывают практически никакого отклика и резонанса, соизмеримого глубине произнесенной глупости. Более того, абсолютное большинство искренне не понимает, почему в принципе должно вызывать.
Здесь снова проявляет себя гораздо более общая и глубокая проблема — отсутствие у людей базового критического мышления и понимания важности объективного знания как такового. Обесценивание знания и — автоматом — уравнивание с ним любого частного мнения. Причем, к сожалению, не только у молодых. То, что еще сегодня было «лишь мнением, пусть и ошибочным» отдельного человека, к которому вовремя не подошли критически — уже завтра (при настойчивом повторении) возможно станет фактом общественного сознания. И между ними лишь кажущаяся пропасть. Авторитет или популярность говорящего в таких случаях отягчающий фактор. А бороться с мифами общественного сознания — задача на порядок более сложная, чем борьба с отдельным «мнением» об африканском экспорте советских галош.
Учитывая все это, старое выражение «сесть в калошу» после высказываний господина президента приобрело новый смысл. Но как-то совсем не смешно. Потому что в калошу при таком раскладе раз за разом садится явно не говорящий.
Цинк.
|
</> |