Откуда берутся слуги верные?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
да, видимо, немного подфартило старику:
не то, чтобы хозяин пожалел его всерьез,
а просто он гусятину на завтра перенес.
Но гусак перед строем гусиным
ходит медленным шагом гусиным,
говорит им: "Вы видите сами -
мы с хозяином стали друзьями!"
Старается гусак весь день и так и сяк,
чтоб доказать собравшимся, что друг его - добряк.
Я подумал, что возможно следующее объяснение: Люди зачастую вынуждены делать выбор: делать что-то по приказу или не делать и быть наказанными за это. Рациональный человек сравнивает вред для него от исполнения приказа с вредом от наказания умноженном на риск наказания, и принимает оптимальное решение. Теперь представим себе, что у человека есть склонность вести себя по другому, если выполняются определенные специфические условия: в этих условиях, человек не хочет признаваться себе, что он сделал что-то из страха или по принуждению. Он готов сделать это, но так, как-будто он сам этого хотел. Грубо говоря, поставленный перед выбором платить налоги или не платить и рисковать большим штрафом, он не просто заплатит налоги с мыслью, что это его святая обязанность как гражданина, но и приложит усилия чтобы проинформировать власти о тех кто налоги не платит. Ну, или будет стараться обрабатывать барский на дел на совесть, а не так, чтобы только лишь не получить барского кнута. Ну или пример не реальный но проясняющий: боясь изнасиловаться, признаться насильнику в любви и отдаться самой. Происходит такая конверсия мотивации - человек подсознательно конвертирует вынужденное в желаемое. Стокгольмский синдром - специальный случай такой конверсии.
Одним из нескольких условий для запуска конверсия мотивации - это чтобы требование происходило от группы людей (ну или социального института). Поэтому, до возникновения крупных поселений, эта когнитивная особенность человека и не проявлялась. Когда же начали возникать крупные поселения, то начали образовываться "затравочные" группы, например кланы (в которых кооперация между членами обеспечивалась родственностью) , которые принуждали соседей платить им дань. Важно то, что часть из этих соседей не только не противилась принуждению, но и утверждая что они отдают дань по собственному желанию, помогала этому клану собирать дань с других "менее сознательных" соседей. Начинался процесс роста, где к "затравочному" клану (который становился элитой) начинало присоединяться все больше и больше народа, и так образовывались государства.
Важно, что хотя основной целью элиты было разумеется концентрация у себя ресурсов и нахождение наверху иерархии [*], они были заинтересованы давать людям обоснование для их подчинения, для чего возвращали определенную часть ресурсов обратно в виде общественных проектов, чтобы люди могли сказать себе, что они отдают свои пот и кровь властям исключительно потому что власти что-то для них делают [**]. Такие организации государства, как дворцовая экономика или развитой социализм, где человек почти все получает от государства, является максимально эффективными для конверсии мотивации [***].
Разумеется, конверсия мотивации не была направлена на всех тех кто, может наказать. Солдат может осуществлять конверсию мотивации по отношении к своему государству но при этом вполне рационально сражаться с противником. Если жители государства начинали вести себя рационально по отношению к нему, государство падало (как произошло например с Российской Империей). Наоборот, коммунисты создавшие изначально "затравочную " группу за счет идеологии, смогли потом объединить вокруг себя красную армию за счет конверсии мотивации и победить.
ps Как говорится, Настоящий интеллигент всегда найдёт оправдание тому, кто его оскорбил
*В былые времена, элиты не только получали от нижестоящих ресурсы но и преклонение - солнцеликий может и ел не намного лучше всех остальных, но остальные падали перед ним ниц.
**Сейчас распространено мнение, что власти и нужны для этого, но это не так - всякими общественными проектами они занимаются чтобы дать поданным шанс обосновать для самих себя их прогибание перед властями.
***Кстати, вспомним "правильного" советского человека, который считал, что красть с родного предприятия плохо, и вообще ненавидел расхитителей госсобственности еще сильнее чем власти.
|
</> |