Откуда берутся гении?

Меня всегда интересовала такая тема: что есть гениальность и
откуда среди океана серости они, гении, берутся.
Недавно прочитала книгу одной итальянки про Паганини, из которой, в
общем-то, ничего нового не узнала, сплошные перепевы старых фактов.
Да, он был просто необыкновенный виртуоз, по этой части с ним не
мог соперничать никто - ни до, ни после. Но вот какая интересная
деталь: дама утверждает, что он был тщеславен, что ему нравилось
поражать публику, короче - что он любил "работать на публику",
эпатировать её. Конечно, все, имеющие хоть какое-то отношение к
музыке, знают про то, как он мог абсолютно спокойно сыграть на
одной струне ничуть не хуже, чем на всех, или поставить ноты вверх
ногами, что тоже ни на что не влияло.
И я задумалась - а нуждается ли настоящее искусство в каких-либо
фокусах? Например, не так давно была мода на аутентичное
исполнение. Я купила диски, на которых были записаны концерты
Моцарта в аутентичной интерпретации двух знаменитейших английских
музыкантов - дирижёра и пианиста, и только зря потратила немалые
деньги, потому что слушать в итоге не стала - плевалась. Это просто
никому не нужный цирк.
Сейчас я почти каждый день слушаю Дэниэла Баренбойма и чувствую,
что этот необыкновенный музыкант мне не надоест никогда.
Итальянская писательница, конечно же, не забыла упомянуть о том,
что на концертах Паганини люди падали в обмороки и чуть ли не
сходили с ума. Жалко, что тогда не существовало современных средств
звукозаписи, потому что это всё-таки любопытно было бы узнать - чем
это он так воздействовал на психику, что начинала съезжать крыша? А
вот когда я вижу зал Берлинской оперы - там царит полная тишина и
сосредоточенность, но я слышу, как до этих людей - немцев - доходит
каждая нота, каждый оттенок гениального исполнения (Баренбойм за
несколько вечеров сыграл все сонаты Бетховена).
Музыка Паганини, конечно, замечательная - я люблю все его концерты
и каприсы соло (всё, что написано для гитары, я знаю хуже, потому
что равнодушна к этому инструменту). Но всё же он написал совсем
немного (если сравнивать с Моцартом, Бетховеном, Шопеном), понятно,
что он был прежде всего исполнителем, но всё же - опять
напрашивается вывод, что он был человеком безумных страстей, и был
целиком во власти этих страстей, а когда они владеют душой и телом
(а Паганини был каким-то просто невероятным любовником), то
творчество уже как-то идёт побоку...
Конечно, приятно жить во власти страстей (есть даже собственный
немалый опыт на этот счёт), но, будучи обуреваем буйными страстями,
ничего по-настоящему гениального не создашь... (зато очень сильно
почувствуешь эту жизнь на вкус).
Ещё, всю жизнь проведя в музыке (конечно, к сожалению, не как
творец, а как вторая половина творчества, без которой оно было бы
бессмысленным - как слушатель), я вроде бы должна была бы
удостовериться, что Бог есть, поскольку музыка посылается нам из
каких-то высших сфер. Но почему-то я нахожусь в полной уверенности,
что во Вселенной существуют только силы Зла, и уж во всяком случае
Земля находится в полной их юрисдикции...
А откуда берутся гении и зачем они нужны (ведь косная масса
человечества всё равно их совсем почти не воспринимает и, более
того, всячески старается уничтожать - и морально, и даже физически)
- боюсь, мне так никогда и не понять. Как, впрочем, я не понимаю и
того, какой смысл заложен в этих миллиардных частицах неразумной
ублюдочной биомассы, которая существует уже несколько тысячелетий,
но ничего хорошего, кроме плохого, на свет так и не выдала (за
редкими исключениями)...
|
</> |