Открыта новая трамвайная линия от Калачёвской улицы до метро «Чистые пруды»
rajon_pride — 11.09.2025
Приветствую вас, дорогие друзья!Последние дни выдались яркими на разнообразные громкие события в мире. Израиль бомбит независимое государство Катар (и его даже не лишают возможности играть в футбол, не говоря уж о санкциях), горят дворец и аэропорт в Непале, якобы российские дроны бороздят просторы бывшего (?) Царства Польского, захватываются протестующими Лионский вокзал в Париже и трамвайные пути собственно в Лионе, убивают средь бела дня политиков в США...
Ну, а у нас впервые за много лет открывается полностью новая трамвайная линия по улице Маши Порываевой и проспекту Академика Сахарова, соединившая линию от Каланчёвской улицы и Комсомольской площади с тупиковой бульварной линией, которая много лет до вчерашнего дня заканчивалась на Чистых Прудах. Причём, как это любит Сергей Семёнович, линия это не просто банально новая, но ещё и автономная. И первая в России такая. Впрочем, давайте обо всём по порядку. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе с печеньками и начнём.
1. Итак, мы с вами стоим около путепровода Алексеевской соединительной линии на улице Маши Порываевой. До 1962 года улица носила название Домниковская и была переименована в память о Марии Григорьевне Порываевой (1922—1942), участнице народного ополчения Москвы, партизанке-разведчице, с 1930 года и до ухода на фронт проживавшей с семьёй на этой улице. Ну и вообще стоит упомянуть о том, что до Олимпиады 1980 года на этом месте стояли многочисленные частные дома и было здесь ещё много разных улиц и переулков, но они были уничтожены при строительстве проспекта Академика Сахарова. Прямо как и в истории с Новым Арбатом.
2. В августе 1942 года Мария Порываева, выполняя задания в тылу врага на оккупированной территории Псковской области под именем Зоя, была ранена и взята в плен эсэсовцами. 13 августа того же года, за несколько дней до своего двадцатилетия, она была казнена сотрудниками РСХА, навсегда оставшись в памяти сослуживцев «москвичкой Машей». Из-за юного возраста Марии Порываевой, в названии улицы использовано её уменьшительное имя Маша. О подвиге юной разведчицы участник Великой Отечественной войны, писатель-документалист, корреспондент газеты «Красная звезда» Николай Виссарионович Масолов написал рассказ «Машенька с Домниковки».
3. Взгляд назад. Здесь построили трамвайный треугольник с возможностью езды в любом направлении, налево - на Каланчёвскую улицу, направо - на Комсомольскую площадь и далее в Сокольники. По факту пока трамваи ходят только направо. По линии запущен единственный маршрут № 90 (метро «Сокольники» - Павелецкий вокзал). Здесь же заканчивается контактная сеть, а до Чистиков трамвай следует автономным ходом (на батарейках). Всему виной даже не борьба Сергея Семёныча с проводами, а как он сам признал на открытии, в отсутствии тягово-понизительных подстанций (ТПП). Впрочем, в техзадании к этой линии, насколько я помню, стояло в будущем оную возвести. Тогда и контактная сеть появится. Аналогично и с линией по Трифоновской улице и улице Гиляровского к Рижскому вокзалу, которую восстановили, но пока ещё не запустили.
4. Говорят, что номер маршрута 90 временный, а когда закупят достаточное количество трамваев с увеличенным автономным ходом (УАХ), будут запущены некие московские трамвайные диаметры. Если не ошибаюсь, то маршруты будут от Метрогородка до метро «Университет» и от Новогиреево до метро «Чертановская». Что касается странного номера нынешнего маршрута 90, то, предполагаю, сделано это было в честь 90-летия метро, которое празднуется в этом году. Трамвай же теперь тоже часть метро.
5. Сергей Семёныч не был бы Сергеем Семёнычем, если бы не оставил на Львятах с УАХ памятную надпись.
6. Это почти как этоэлектробус, но только к рельсам привязан. Было бы неплохо на тыльной части пиджака Собянина написать: «Это Собянин. Не привязан к контактной сети и может работать на батарейках». Кстати, троллейбусов с УАХ сейчас в стране море. От Питера и до Крыма. Почему же он их извёл все? Всё же склоняюсь к травме детства и оленьим рогам.
7. Виды рельсового транспорта.
8. Хочу, кстати, поблагодарить ЦОДД, что линию сделали выделенной (как и должно быть) и по ней можно относительно спокойно гулять, не опасаясь машин, кроме мест со знаком разворота.
9. А места такие в основном находятся у новых трамвайных остановок. Вот, например, первая на нашем пути остановка «Улица Маши Порываевой». Не совсем понял почему здесь не сделали нормальных павильонов с защитой от осадков и всякими модными USB-зарядками. Бабла не хватило? Или весной снова начнут всё переделывать и освоят бабло?
10. Нет даже задела под нормальный остановочный павильон. Но спасибо хоть за пешеходные переходы и приподнятые платформы.
11. Идём дальше в сторону Садового кольца.
12. Вид в телевик на остановку «Проспект Академика Сахарова». С первого же дня работы маршрут стал популярен. Народу много. Впрочем, часть из них приехала просто прокатиться по новой линии, но, полагаю, это меньшинство.
13. А вот Львёнок доехал и до нашей остановки. Взгляд назад в сторону Комсомольской (до 1933 года — Каланчёвской) площади.
14. Никогда не любил проспект Сахарова за его архитектуру, но с трамваем он стал как-будто лучше для моего восприятия.
15. Ещё раз хочется спросить у Сергея Семёныча: если контактная сеть (по его мнению) так уж портит вид города, то почему бы для центра нельзя было просто закупить троллейбусы с УАХ?
16. Ну вот едет же он без КС. Чем аналогичный троллейбус хуже бы был?
17. Подходим к Садовому. Слева конструктивистское здание Наркомзема, а ныне министерства сельского хозяйства России, построенное по проекту А. В. Щусева (при участии Д. Д. Булгакова, И. А. Француза и Г. К. Яковлева) в 1928–1933 гг. Ну, а справа мы можем полюбоваться многофункциональным комплексом с офисами и апартаментами под названием RED7.
18. Взгляд назад.
19. Остановка «Проспект Академика Сахарова».
20. Здесь также нет нормальных павильонов с навесами от осадков.
21. Подходим к перекрёстку с Садовой-Спасской.
22. Благодаря выделенной трамвайной линии пересёк перекрёсток с Садовым в неположенном месте на зелёный сигнал для автомобилей. Впрочем, мой подвиг повторять не стоит.
23. Линия довольно короткая, всего около двух километров. Вдали уже виднеется бульвар.
24. Взгляд назад.
25.
26. Остановка «Проспект Академика Сахарова», снятая с другой уже стороны на телевик.
27. Вот за что хочется ещё раз сказать спасибо, так это за многочисленные пешеходные переходы.
28. Да и за развороты тоже. Движение организовали грамотно. Тут молодцы, ничего не скажешь.
29. 90-й у остановки с громким названием. Впрочем, обо всё по порядку)
30. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что это Витязь-Москва, а не Львёнок...
31. Но да, это был Витязь, который, судя по всему также снабжён УАХ. Зато никаких дурацких надписей, просто трамвай. Так и должно быть.
32. Взгляд назад.
33. Ну, а теперь подходим к остановке с ярким и жизнеутверждающим названием «ЛУКОЙЛ Москва». Интересно, это Вагит Юсуфович лично вложился, чтоб её именно так назвали или это была инициатива Сергея Семёныча?
34. Возможно, Алекперов всё же вложился. На остановке имени его нефтяной компании сделали нормальные павильоны с козырьком от осадков, зарядками и прочими модными девайсами.
35. Даже экраны повесили, которые рекламируют новый маршрут.
36. Взгляд назад. Прибывает автономный Львёнок.
37.
38. Трамвай заходит на остановку со стороны Чистых Прудов. А на фоне бесконечная пробка по Бульварному кольцу.
39.
40. И ещё разок остановка с другой стороны.
41. Далее пути (что логично) расходятся по разным сторонам бульварного кольца.
42. Не мог не сфоткать своего любимца, а именно доходный дом страхового общества «Россия», выстроенный в готическом стиле. Он был сдан в эксплуатацию через год после 1-го корпуса (правее) — в 1902 году. Застройщиком и инвестором выступило Страховое общество «Россия». Общество было образовано 20 марта (1 апреля) 1881 г. указом императора Александра III, став крупнейшим среди русских акционерных обществ по объёму операций и размеру капитала. Одним из видов деятельности Страхового общества «Россия» было строительство доходных домов, с квартирами для сдачи внаём.
Для сбора средств на строительство комплекса из двух зданий была объявлена всероссийская лотерея, которую выиграл некий студент-медик, будущий жилец дома. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стала работа архитектора Н. М. Проскурнина. Кроме того, в дальнейшем, в проектировании принимал участие архитектор А. И. фон Гоген. Оба корпуса соединила изящная кованая ограда, выполненная по проекту архитектора О. В. Дессина. Здание пятиэтажное с мансардой, в плане имеет сложную конфигурацию.
Дом был одним из самых комфортабельных и совершенных с технической точки зрения зданий в Москве начала XX в. и предназначался для очень состоятельной публики. В доме находилось 148 квартир площадью от 200 до 400 м². В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции предусматривала фильтрование, увлажнение и, при необходимости, подогрев поступающего воздуха. Электроснабжение обеспечивалось собственной электростанцией, работавшей на нефти. Питьевая вода поступала из артезианской скважины глубиной 50 м. В подъездах были установлены электрические лифты. Имелась собственная прачечная. В каждой квартире были кухни с печами и мойками, отдельные ванная и туалет, также туалеты были были предусмотрены на чёрных лестницах. В наиболее дорогих квартирах полы были выполнены из наборного паркета, в оформлении комнат использовалась лепнина, были установлены высокохудожественно исполненные действующие камины.
Инженерное оборудование для дома, самое современное на момент строительства, поставлялось из Германии. Такие элементы, как трубы, прослужили много десятилейтий, сохранившись практически до наших дней.
После революции дом был национализирован, но не утратил своё функциональное назначение и оставался элитным по составу. Но, помимо квартир, в нём разместилось Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н. К. Крупская, памятник которой стоит на Сретенском бульваре), литературный отдел и редакция газеты «Гудок» (где некоторое время работал М. А. Булгаков). В Доме в разное время жили учёные офтальмолог М. И. Авербах, Б. Д. Греков, химик Н. С. Курнаков, математик Н. Н. Лузин, физик И. Е. Тамм, геохимик и минералог А. Е. Ферсман, Р. Ф. Геккер, математик М. И. Сканави, а также народный артист СССР Н. П. Хмелёв и балерина Наталья Бессмертнова.
Большая часть квартир была разделена под коммунальное жильё. У части жильцов остался выход на улицу только через чёрную лестницу. Расселять коммунальные квартиры стали во второй половине ХХ века. Несмотря на многочисленные перепланировки кое-где и сегодня можно отыскать лепнину на потолке и камины с изразцами.
43. Поворот линии в сторону метро.
44. Она огибает пешеходную зону и идёт к новой остановке. Здесь трамвай в далёкие годы тоже ходил, только шёл со стороны Сретенского и Рождественского бульваров.
45. Взгляд назад.
46. Вход в метро украсили ко Дню Города. Кстати, с наступающим всех причастных!)
47. Новая остановка «Станция метро „Чистые пруды“».
48. Здесь трамваи поднимают полупантограф.
49. Классическую бульварную конечную тоже благоустроили. Прибывает «Аннушка».
50. Стрелка.
51. Вид в сторону Каланчёвки.
52. И ещё одна новая остановка у
53. Прибывает 90-й трамвай.
54. Прибыл и сразу опустил полупантограф.
55. И поехал дальше по своим делам автономно.
На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Ждём новых линий и новых открытий. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
P.S. И не забывайте, что у меня есть телеграм-канал, где я публикую не только ссылки на ЖЖ, но и другие моменты из жизни, запечатлённые на камеру или телефон: https://t.me/rajon_pride
|
|
</> |
Что умеет Avatr 06: подробный обзор без воды
РАБОЧЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Германский талер 1634 года продан за 1,1 млн норвежских крон
Говорить о «красном и белом терроре» неуместно, или Цитата дня
Заглянул в Териберку
Биполярное обнищание
ПРО НОВОГОДНИЕ УКРАШЕНИЯ
Цветочное настроение
«Эти людоеды имеют здоровый вид»: «марш позора» пленных немцев в Киеве в 1944

