Отечественный поисковик.

В России появится национальная поисковая система
Через год в Рунете может появиться первый государственный
поисковик. Как стало известно РБК daily, в правительстве
заинтересовались идеей создания национального поисковика,
предложенной замглавы администрации президента Владиславом
Сурковым. Финансировать разработку конкурента «Яндекса» и Rambler
смогут исключительно российские инвесторы.
О том, что в России может быть создана собственная национальная
поисковая система, РБК daily рассказали три источника в крупных
российских интернет-компаниях и один инвестбанкир. Возможность
альтернативы «Яндексу» и Rambler обсуждается Минкомсвязи с конца
прошлого года. «В отличие от уже существующих систем новая должна
быть более ориентированной на государственные нужды, в том числе
обеспечивать доступ к безопасной информации, фильтровать сайты с
запрещенным контентом», — поясняет один из источников.
Другой собеседник говорит, что государство заинтересовано в
создании «компании, не менее влиятельной, чем «Яндекс», но без
участия иностранных акционеров (акционер «Яндекса» — голландская
Yandex N. V. — РБК daily)». «Причины чисто политические. Таким
образом, власть сможет получить относительно контролируемый
поисковик с лояльными владельцами», — говорит один из источников.
Идея разработать национальную систему поиска в Интернете родилась в
стенах администрации президента. Затем проект был отдан в ведение
главы Минкомсвязи Игоря Щеголева.
В России уже есть как минимум один успешный игрок с российскими
акционерами — Rambler. «Рассматривалась возможность приобрести
этого игрока, однако в результате было решено создать систему с
нуля», — говорит один из источников. В пресс-службе президента не
ответили на запрос РБК daily. Представители Минкомсвязи вчера
вечером не были доступны для комментариев.
«К проекту планировалось привлечь будущего национального чемпиона в
области связи — «Ростелеком», — рассказывает один из собеседников
РБК daily, близкий к компании. Он оговаривается, что «вся работа по
этому проекту находится в зачаточной стадии». По информации двух
собеседников РБК daily, к разработке поисковика также планировалось
привлечь компанию «Ашманов и партнеры», управляющим партнером
которой является разработчик поисковой машины для Rambler Игорь
Ашманов.
В числе игроков, которые могут быть задействованы в проекте, и
разработчик программных продуктов ABBYY, известный благодаря своим
электронными словарями Lingvo и системе распознавания документов
Fine Reader. «По приблизительным оценкам, всего в создание подобной
системы планируется инвестировать до 100 млн долл. Финансирование
может начаться уже в этом году», — говорят источники.
Представители «Ростелекома» не комментируют информацию о
привлечении компании к созданию национального поисковика, ссылаясь
на то, что пресс-службе об этом ничего не известно. Президент ABBYY
Сергей Андреев от комментариев отказался. Так же поступил и Игорь
Ашманов.
Источник в одной из крупных телекоммуникационных компаний говорит,
что идея создания альтернативной поисковой системы сама по себе
«малоперспективна». «Основной вопрос в том, как популяризировать
систему, фильтрующую информацию, когда существуют совершенно
свободные поисковики. Очевидно, что для того, чтобы сделать
поисковик конкурентным, понадобятся значительные средства», —
считает собеседник РБК daily.
В «Яндексе» отметили, что слышали «о существовании таких слухов»,
но подробностей не знают. Пресс-секретарь компании Rambler Марина
Анисимова полагает, что в ближайшее время ситуация на поисковом
рынке серьезно не изменится. «Если рассуждать логически, то для
создания конкурентоспособной поисковой системы, сопоставимой с
лидерами рынка, необходимо, во-первых, создать серьезную
технологическую платформу, реально эффективный и удобный сервис,
отвечающий запросам пользователей. А затем предпринять грамотные
маркетинговые ходы по его продвижению. На выполнение этих задач
потребуются очень большие инвестиции и время», — говорит г-жа
Анисимова. По ее мнению, задача осложняется и тем, что российский
пользователь уже сейчас имеет возможность выбирать между
«Яндексом», Google и Rambler. У него должны появиться веские
причины поменять сервис, которым он пользуется постоянно.