Отец Павел Адельгейм: «Патриарх Кирилл
russiaforall — 16.08.2013Неоконченное
интерьвью с жестоко убитым в собственном доме
75-летним священником Павлом Адельгеймом. О положении
в Русской православной церкви и его духовном
пути.
Мы познакомились с отцом Павлом в сентябре прошлого
года на конференции «Реформация: судьба Русской Церкви
в XXI веке». Она была организована общественным движением
«Россия для всех». Выступить приглашали разных священнослужителей.
Не побоялся прийти только отец Павел Адельгейм. Я слышала
о нем как о замечательном, мудром, деятельном батюшке,
но главным образом — страстном критике «вертикали
власти», выстроенной патриархом Кириллом в Церкви. Говорили,
что отец Павел уже много лет борется против церковной реформы,
которая сделала абсолютно бесправными рядовых священников,
сократила до минимума роль мирян в приходской жизни
и сосредоточила всю власть над приходами в руках
иерархов.
В перерыве между докладами на конференции
я старалась поговорить с отцом Павлом о самом
главном, о том, что год назад волновало многих: что происходит
с РПЦ. Мы, как мне тогда казалось, разговор только начали
и договорились, что обязательно его продолжим. Отец Павел
приглашал в Псков. Я обещала приехать. Как это часто
бывает — не успела...
Антисоветчик
— Вы, наверное, единственный священник в современной
РПЦ, который сидел в тюрьме как антисоветчик. За что вас
арестовали?
— Меня рукоположили в 1959 году. А посадили через
десять лет, в 1969-м. Я, правда, не получил даже
начального зэковского образования, просидел всего три года
по обычной статье для того времени: брежневская статья
190-прим («хранение и распространение клеветнических
материалов, порочащих советский конституционный строй»).
— Что у вас нашли?
— У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века:
Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Самое смешное, что
суд решил, что все эти произведения писал я сам,
а приписывал их известным поэтам.
— Где вы отбывали срок?
— Я служил в Бухаре, а когда меня арестовали,
следствие вел ташкентский КГБ, и в течение года
я сидел во внутренней тюрьме. Потом меня отправили
в лагерь на территории моего же прихода —
лагерь был расположен в пустыне Кызылкум.
— Как же вы потом оказались в Псковской
епархии?
— В лагере после несчастного случая я потерял ногу
и потом, выйдя на свободу, вернулся в свою
Ташкентскую епархию. Мне дали приход в Средней Азии
в Фергане. Потом у меня произошли некоторые столкновения
с местным уполномоченным по делам религии и местным
куратором от КГБ, и меня перевели в Красноводск. Там
мне было трудно служить из-за очередных козней со стороны
местного КГБ, и я решил уехать в Россию. Так
получилось, что в силу инвалидности мне пришлось перебраться
в Псков. Правда, и там сначала было много трудностей,
меня гоняли с одного прихода в другой, все время «сажали»
на голову настоятелю, но потом, наконец, дали приход
в поселке рядом с Псковом. И там у меня
началась бурная деятельность и жизнь интересная —
по созиданию храма и параллельно по созиданию
общины. В конце 80-х и социальная работа появилась,
а потом и в городе мы получили храм,
он лежал в руинах. Это был первый храм в Псковской
области, отданный верующим. Наш храм Жен-Мироносиц.
Зависть
— Тот, где вы сейчас служите?
— Да. Я был там настоятелем с 1988 года,
а в 2008-м правящий архиерей [митрополит Евсевий] меня
сместил с поста настоятеля. До этого архиерей выгнал меня
из всех других храмов, где я служил. Еще я строил
храм в областной психиатрической больнице за свой счет.
Архиерей нам не помогал, но когда храм был закончен,
он сказал мне: «Пошел вон отсюда!»
— Почему он вас прогнал? Забрал этот храм
себе?
— Да нет, храм этот ему не нужен. Этот
человек — он не злодей. Он живет только своими
амбициями. С ним можно по-человечески иногда разговаривать.
Но в то же время это человек, который в течение
десяти лет со мной разговаривал ласково, но изгонял меня
отовсюду.
— За что он вас так невзлюбил?
Не потому ли, что завидовал вашей силе, вашему
авторитету, который вы приобрели у верующих?
— Какая сила? Что священник может против архиерея?
— Почему вас изгоняют, как только вы отстроите храм,
развернете социальную деятельность, обустроите приход?
— Я думаю, что у него ко мне есть какая-то странная
зависть. Все, что я в последние годы делаю, даже тогда,
когда мы уже совсем перестали общаться, он начинает
повторять. Так как я отмечал свое 70-летие, например,
он повторяет то же самое. Он на год меня
моложе. И он повторяет, но у него получается
пародия. У меня это получается непроизвольно благодаря тому,
что меня окружают умные люди, которые знают, как и что
правильно сделать. А его окружают необразованные
и неумные люди, которые дают ему неудачные советы.
Раскол
— Если отвлечься от вашего конфликта
с архиереем и вернуться к проблемам РПЦ:
есть ли сегодня раскол в Церкви или это выдумки
журналистов?
— Существует два совершенно разных взгляда на Церковь
и церковную жизнь. Раскол в этом смысле существует:
непримиримость позиций по пониманию церковной жизни, которая
пока не оформлена в раскол. Но если появится лидер,
который захочет за собой повести людей, то раскол станет
реальностью.
— Что вы имеете в виду?
— Есть достаточно много священников, которые хотят духовного
возрождения Церкви. Ведь весь вопрос в чем: у нас говорят
о возрождении Церкви, а на самом деле речь идет
о разложении Церкви. И очень много священников,
священников молодых, которые тоже ищут возрождения Церкви,
но не Кирилловского [патриарх Кирилл], а возрождения христианства,
не возрождения того искаженного образа православия, которое
сейчас создается, а возрождения христианского духа.
То есть они хотят восстановить богослужение так, как оно
должно быть, а кроме богослужения есть еще и духовная
жизнь христианина, которая проходит и в общении,
и в образовании, и в социальной работе.
В нашей Церкви сейчас патриархия декларирует
и катехизацию, и миссионерство, а на самом деле
ничего не делается, лишь создается масса комиссий. И при
патриархии, и при епархии. Я не знаю, что делается
при патриархии, но я знаю, что делается в нашей
епархии: у нас существует 15 комиссий —
по связям с общественностью, по здравоохранению
и прочее и прочее. Каждую из этих комиссий
возглавляет какой-нибудь священник, который понятия не имеет
о том, чем должна заниматься эта комиссия. Он просто
ничего по этому поводу не делает. Но если требуются
отчеты, то ему эти отчеты присылают, и в каждом
отчете он ставит галочки. На самом деле это липа.
Обыкновенная советская показуха.
Свечной ящик
— А чем занимаются те священники, которые
думают не так, как вы и ваши
единомышленники?
— Они занимаются тем же самым, что и в светском
обществе: думают, где добыть деньги. Всех волнуют деньги, деньги,
деньги. Сейчас свечной ящик является центральным местом
в храме, вокруг которого кипят все страсти. А алтарь
как-то на отшибе и, в принципе, никому
не нужен.
— Деньги этим священникам нужны для себя или
на восстановление церкви?
— Конечно, для себя. Они все эти деньги как-то пилят между собой,
как за пределами церкви, так и в церкви. Что
касается наших церковных властей, то создается впечатление,
что они создают не Церковь Христову, а какую-то
финансово-политическую империю, то есть на первом месте
стоят вопросы не духовной жизни, не духовного просвещения
народа, а имущества, капиталов, политики.
— Почему?
— Существуют три типа руководителей. Есть те, кто готов
поступиться личными интересами ради той организации, которую они
создают. Это редкие руководители, жертвенные люди. Есть такие,
которые руководствуются одновременно и личными интересами,
и государственными. Это опять-таки не так часто
встречается, поскольку эти интересы не всегда совпадают. Есть,
наконец, руководители, которые руководствуются личными интересами
и которые используют структуру, которой они руководят, чтобы
удовлетворить свои личные амбиции, свой карьерный рост.
Промысел Божий
— Как вы оцениваете роль патриарха Кирилла
в жизни Церкви?
— Я думаю, что патриарх Кирилл — источник церковного зла.
При патриархе Алексии Кирилл имел очень большой вес,
но все-таки Алексий его сдерживал, придавливал немножко. Все
документы, все новые уставы, изданные Церковью, все это — дело
Кирилла.
— Он существует в союзе с властью или
ведет свою собственную игру?
— Конечно, он пребывает в симфонии с властью,
но у него есть и личная заинтересованность.
Он сделал блестящую карьеру, получил огромные средства,
и он, конечно, строит свое личное благополучие и личный
престиж. Его амбиции очень велики. Но в гражданском
обществе он — жупел. Конечно, он принадлежит
к какому-то определенному клану в Кремле, который его
поддерживает.
— А с точки зрения Церкви он полезен или
вреден?
— Бог выбирал себе очень разных пророков, иногда требовал
от них таких вещей, которые нам кажутся даже
не нравственными. Вот, например, Pussy Riot — плохо они
поступили или хорошо? В плане чисто человеческом,
я думаю, что плясать в не очень приличной одежде
на солее — нехорошо, но я боюсь
их за это осудить, потому что иногда промысел Божий
действует не совсем так, как мы привыкли это правильно
понимать.
— А как вы оцениваете реакцию Церкви
на саму акцию Pussy Riot?
— Ужасная, конечно, реакция, нехристианская реакция. Просто
обыкновенная месть. Желание отомстить за то, что Церковь
обидели.
— Сейчас некоторые прихожане РПЦ говорят о том, что
готовы в знак протеста уйти из Церкви. Как
вы на это смотрите?
— Я пришел в эту Церковь. Я пришел после того, как
в нее уже вошли люди, достойные самого высокого уважения,
которые, несомненно, являются вождями духовной жизни. Я был
рукоположен владыкой Ермогеном [провел
восемь лет в сталинских лагерях, служил
в Ташкенте], который был рукоположен
патриархом Тихоном. Так что у меня такие прямые корни.
Изменялся не я, мои взгляды, которые были от начала,
такими и остались. Но вокруг меня вся эта среда начала
очень сильно меняться. Появились люди с совсем другими
взглядами, и мы с ними друг друга уже
не понимаем. Патриарх Кирилл — представитель совершенно
новой духовной позиции в Церкви.
— Вы один из немногих служащих священников, кто
заступился за Pussy Riot. Вы не боитесь, что вас
отправят за штат?
— Я могу этого ожидать, но я этого не боюсь.
Отправят и отправят. И умереть когда-то надо будет.
Что ж мне теперь — смерти бояться?..
Зоя Светова (The New Times)
17 сентября
2012 г.
Записывайтесь в наше сообщество: russiaforall
Подписывайтесь в russiaforall.ru
|
</> |