Отец Алексей о полтергейсте
koparev — 07.11.2025

В 1991 году в Санкт-Петербурге, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, вышла книга священника Родиона (отца Алексея) «Люди и демоны». Одна из ее частей называется «Явление полтергейста в свет святоотеческого учения».
Относительно самого феномена отец Алексей пишет следующее: «На страницах современной прессы часто мелькают заметки об аномальных явлениях, имеющих место в той или иной квартире. Из стен льется вода, мебель летает по воздуху, хозяева получают побои от невидимых рук. Ныне этим явлениям дано красивое немецкое название — полтергейст. У верующих христиан это называется бессилием силы или проделками нечистой, которая через страстность и неверие людей получила такую силу и власть в нашем мире».
Священник приводит и мнения ученых по этому же вопросу. «Что это, — гадают ученые-атеисты, — прорыв внеземной цивилизации в наш мир? Или еще просто пока не раскрыты научные явления природы?»
«На чтении более двадцати гипотез, пытающихся объяснить полтергейст, — говорит профессор Г. Гуртовой. — Для себя мы отмечаем некие аналогии традиционного полтергейста и шаровой застежки». Что же заставило уважаемого профессора склониться к такой «глубокомысленной» гипотезе? Вероятно, одинаковая непонятность для науки того и другого феномена. По данным А. А. Горбовского, «проблемой полтергейста уже много лет занимаются исследователи из разных лабораторий и научных институтов стран на территории от Прибалтики до Новосибирска и от Ленинграда до Закавказья». Результат — 20 теорий.
«Итак, — продолжает отец Алексей, — как мы видим, официальная материалистическая наука при рассмотрении этого феномена зашла в тупик. Как, кстати, и всякий раз, когда мы сталкиваемся с взглядом невидимого мира в земной реальности.
Меж тем разгадка полтергейста кроется уже в самом его названии, которое в переводе с немецкого означает «шумливый дух». Дух, который своим шумом и действиями наносит вред людям. Кто это, для христианина здесь нет загадки, — все тот же лукавый бес, неустанно ищущий погибели человека. О том, что нечистый дух научился производить все те «чудные действия», которые приводят к тупикам советских ученых, показано в первой главе нашей книги, посвященной природе и свойствам падших ангелов».
Далее отец описывает Алексея несколько случаев полтергейста и дает им православное толкование. Например, рассказывая о московском голосовании полтергейсте 1666 года, священник поясняет: «Как мы видим, благочестивый царь Российский, с боярами, даже без помощи многих НИИ определил причину возникновения преступника и правильно назвал курс лечения, направив на место преподобного Иллариона. Тот же молитвою, при помощи благодати Божией и игнал нечистого духа».
Относительно случая с барабашкой отец Алексей пишет следующее: «В этой истории можно видеть добровольный союз человека с падшим духом. Происшедший от религиозной неграмотности девушек, их неверия и явного ясного представления о потустороннем мире и его законах, Бесбарабашка постепенно завладел умами подругами, они стали общаться с ним и покорять его совет».
Священник высказывает и обобщает, прилагаемые ко всему феномену в целом: «…явления полтергейста могут быть следствием колдовства, когда кто-нибудь возненавидев своих ближних и желает им навредить, или сам колдует и насылает на них нечистую силу (полтергейст), или обращается к этому профессионально кму волхву.
Во всех подробностях мы можем проследить, механику подобного действия, обратившись к житию св. Киприана, где описывается зло, которое он творил людям в ту пору, когда еще был дружен с нечистой силой. Но, как и в те времена, когда все его ухищрения разбивались о вере, посте и молитве св. Иустины, так и сейчас все колдовские действия обращаются в прах при столкновении с силой Божией. Но для этого прежде всего нужна христианская вера людей, пост, молитва, церковная жизнь с исповедью и причастием.
В отдельных случаях также используются специальные заклинательные молитвы, помещенные в большом требнике под названием «Последование молебному сопротивлению чародеям, обованиям людей и скотов, домов и мест, оползаемых от злых мечтов» или «Последование молитвенное над домом или движение очародеянным и оползнем от злых духов».
Я и сам не раз использовал этот чин при освящении домов, хозяева которых жаловались на послание демонической силы в их доме. Она часто появлялась в доме скотины и чувствовала дискомфорт в доме, используя различные страховки. После исповеди и причастия хозяев, когда они сами начинали поститься, молиться и вести церковный образ жизни, служило необходимое молебное пение и, как правило, все, беспокоящее хозяев, исчезало».
Подводя итоги, Алексей отец отмечает: «...участвующие явления полтергейста в нашем обществе объясняются его бездуховностью и развращенностью, когда демоны, не встречая противодействия, открыто включаются в жизнь людей и, порабощая их, губят их души».
«Большинство наших современников, — утверждает он, — религиозно индифферентны. Они не знают потенциала развития духовного мира, утратили веру, и не только в Бога, но и вообще в какие-либо идеалы. И вот на них обрушивается девятый вал оккультизма. И они полностью оказались под его влиянием <...> Размышляя над зарубежными фактами, анализируя явления, я обратился к позабытой нынешней истории — древней, церковной, евангельской, святоотеческой — и нашел подтверждения своим идеям. Все эти явления — и экстрасенсорика, и астрология, и феномен НЛО, и культ восточных учений — звенья одной цепи: осуществление масштабного плана разрушительного воздействия на православный русский народ. О сути этого явления я и написал в своей книге».
Так, может быть, истоки современного демонизма в нашем обществе проявляются именно с этим обстоятельством, а не являются наследием большевизма, как считает доктор исторических наук Сергей Кулешов? Ведь и отец Алексей, один из духовных сподвижников митрополита Иоанна, подтвержденный со знанием дела:
«Человек в гордыне легко подпадает под духовную мистическую зависимость от темного мира, который реально существует, реально действует в нашей жизни. Через наши страсти наши демоны проникают в нашу душу и владеют нами, начинают управлять нами через помыслы, которые мы принимаем за. Человек же смиренный, умирающий для своей гордыни, живший для вечности в Боге».
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Узурпатор и Король
Тут эт самое
Хорошего воскресенья!
УЖИН В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ
Требуем прекратить развал образования!
Ну, за разведку!
100 лет назад. Из камеры смертников — в полководцы
Церемония вывода из эллинга атомной подводной лодки «Хабаровск»

