Отдал жизнь за отечество

Адмирал Нахимов почитается всеми моряками как легенда русского флота, как символ отваги и служения родине. 5 июля отмечается 223 года со дня его рождения.

В сентябре 1853 года вице-адмирал Нахимов проявил себя как блистательный организатор, перевезя в Анаклию в предельно сжатые сроки 13-ю пехотную дивизию с двумя батареями, то есть 16 393 человека, 824 лошади, а также все войсковые грузы. Вернувшись в Севастополь, он вышел в море, еще не зная об объявлении Крымской войны. Эскадра должна была оберегать русские берега от внезапного нападения. Когда же ему привезли манифест о начале военных действий, Нахимов велел «отслужить молебствие и поздравить команду».
Вскоре измотанная непогодой часть эскадры отправилась на починку в Севастополь. У Нахимова осталось три корабля, а турецкий адмирал Осман-паша появился в море с эскадрой из четырнадцати судов. Буря заставила турок укрыться на рейде Синопа.

Нахимов ждал помощи почти неделю и начал действовать сам. Победа русского флота обозначилась быстро: почти все турецкие суда выбросились на берег и горели; ушел в Константинополь только пароход «Таиф», унося с собой печальную для турок весть о поражении.
Наши потери составили 34 человека против 3000 турок. Император пожаловал Нахимову орден Святого Георгия 2-й степени.
О том, что Нахимов — герой сражения при Синопе, мы знаем со школы. Но вот странность: спешившие к нему на помощь суда как будто… не очень спешили на самом деле: тот путь, что они проделывали за два дня без особого напряжения, на этот раз они преодолели за четыре, появившись у Синопа к финалу боя. А в Российском государственном архиве Военно-морского флота записи в вахтенных журналах трех «спешивших» судов именно за эти дни почему-то отсутствуют. А ведь бой практически обрекал русских на гибель. Не обошлось без интриг?

В феврале 1854 года вышел манифест о разрыве отношений с Англией и Францией, в апреле союзники бомбардировали Одессу, а в сентябре армия из 28 тысяч французов, 27 тысяч англичан и 7 тысяч турок высадилась в Евпатории.
На Севастополь двинулись полчища. Город был укреплен с моря, но не с суши. Взвесив все, Нахимов принял тяжелое решение: затопить суда, чтобы они не достались врагу и сделали невозможным его вход на рейд. Моряки отныне сражались на суше.
В эти дни, ставшие для Нахимова роковыми, он воистину стал душой Севастополя. Он находился, кажется, на всех позициях сразу, показывая бойцам пример бесстрашия. И почему-то знал, что останется тут навсегда…


В последний путь Нахимова провожал весь город. Все будто забыли об обстрелах неприятеля. Впрочем, огонь… прекратился. Более того: когда под звуки марша наши суда приспустили флаги, то же сделали и на судах неприятеля...
Нахимова похоронили, согласно его желанию, в склепе рядом с Лазаревым и Истоминым в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Севастополе отметили день рождения выдающегося русского флотоводца, адмирала Павла Степановича Нахимова. В память о нём во Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов — отслужили литию.
В посте использована марка из коллекции volynko