От ощущения до интуиции | Философия
Сообщество «Философия» — 08.01.2013Ощущение – это не просто отражение свойств предмета, а осознание реакции своего организма на непосредственное воздействие раздражителя на рецепторы. В специфике этих наших реакций отображаются не все, а лишь существенные для нас свойства внешнего мира и своего собственного состояния. Человек как познающий субъект не «прозрачен», его знания зависят от устройства его собственной телесности, от его биофизической организации. Формирование наших пяти органов чувств изначально было обусловлено борьбой за выживание биологического вида в условиях планеты Земля, который был вынужден приспосабливаться, адаптироваться к среде обитания, поэтому диапазон наших ощущений специфичен именно для человека. Например, у собаки нюх в тысячи раз сильнее, у орла – глаза…А "лишние" органы чувств у нас не развивались - например, у нас нет органа, реагирующего на слабую радиацию, наш вкус отнюдь не все яды распознаёт и т.д.
Восприятие – целостный, чувственный образ предмета, формируемый благодаря активному отношению человека к миру при непосредственном взаимодействии с этим предметом.
Представление – обобщенный образ предмета или явления без непосредственного чувственного контакта с ним. Этот образ - источник воображения и фантазии, связка между чувственным и рациональным. Например, вы можете иметь образные представления о давнишних событиях и отсутствующих людях
Интуиция – вовсе не путь к истине, а просто подсознательный процесс обработки информации, достройка внутренней модели внешнего мира до целостности на основе подсознательных ассоциаций. Возникает на основе синестезии (то есть единстве чувств и мысли, «чувствомыслии», которое затрагивает человека как целостность).
Дело в том, что раздражитель помимо воли заинтересованного субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение, характерное для других органов. Некий резонанс. Нечто аналогичное происходит в интуитивных мыслительных процессах. Интуитивное озарение («инсайт») есть выплеск результатов подсознательной обработки информации на уровень сознания, что может способствовать выходу за пределы привычного способа решения проблемы, т. е. творчеству. Интуиция способствует достижению достоверного знания, но она, как и любой иной способ познания, может и не привести к истинному знанию, т.е. быть ложной. Платон фантазировал о том, что мы якобы можем созерцать нетленные истинные идеи с помощью какой-то безошибочной интеллектуальной интуиции при помощи наших «духовных очей». Аристотель тоже считал, что интуиция может схватывать истинную «сущность» вещей. Современная философия давно преодолела подобные воззрения. Наше знание всегда и принципиально гипотетично, ситуативно и не окончательно.
Смысл же интуитивного озарения нуждается в логическом анализе. Без союза с логикой "инсайт" превращается в легкомысленную фантазию. Болтовню о Знании Сердца, Классовом чутье или Чудесном озарениии и т.п. любят те, кому недоступны или нежелательны проверяемые научные знания. Часто это метафоры для обозначения целостного восприятия массовым сознанием сложных явлений в условиях дефицита информации.
Знание может быть невербализованным, то есть не выраженным словами. (Попробуйте, например, описать словами своё умение ходить, плавать или научить словами ездить на велосипеде – трудновато…). Знание выполняет адаптивную функцию приспособления к условиям существования. Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, но и чувства невозможно осмыслить без участия разума. Поэтому чувственное и рациональное находятся в единстве, взаимозависимости и взаимодействии.
|
</> |