От 400 до суммы «больше, чем у мамы-врача»: сколько платят студентам на
dymontiger — 30.07.2021 Наниматели с радостью берут на подработку студентов — таскать кирпичи, раздавать флаеры у метро или готовить бургеры. Особенно это заметно летом, когда ребята, только-только сдавшие сессию, уже получают свои первые карманные деньги. Правда, чаще всего труд студентов оплачивается низко, а то и вообще вместо денег им предлагают «ценный опыт, без которого в наши дни никуда». Нередко молодежь никак не оформляют, а зарплату выплачивают еженедельно или ежедневно «в конвертах». Пока трудящаяся часть населения мечтает о летнем отпуске, мы пообщались со студентами, променявшими свой законный отдых на работу, и узнали об их доходах, условиях труда, особенностях оформления у работодателя.— Меня зовут Никита, мне 18 лет. Уже в 16—17 понимал, что «наотдыхался» и пора обеспечивать себя самому. Если работать в студенческих отрядах, то с зарплаты не нужно уплачивать подоходный налог, а только 1% в ФСЗН и 4% на развитие БРСМ. Так, по договору подряда, на июнь я устроился подсобником по сборке микроволновок на завод.
Когда у завода начали гореть планы, пришлось работать сверхурочно: приходил к 7 утра и оставался на час позже, это время оплачивали по двойной ставке, но мало кто из коллег на это соглашался. Я поработал так три дня — и все. Это тяжело: голова вечно в наклоне и шея после работы всегда болит. Отрабатывал восемь часов и уходил.
В коллективе на заводе люди очень разные, некоторые мужчины так и говорили: «Мы быдло, поэтому тут и работаем», а женщины очень добрые.
Был случай, когда наш конвейер встал: скорее всего, детали закончились. И мне сказали идти на другой, чтоб оттуда работник пришел на мое место отдыхать.
Конвейер может остановиться из-за недостатка деталей, но чаще — из-за нехватки рук. Тут постоянно дают дополнительные операции, мне в первый день навешали столько, что приходилось несколько раз останавливать ленту и даже просить помощи. В конце месяца увеличили скорость конвейера, и с проводами я уже не успевал.
Зарплата — 494 рубля за 133 часа из 176, когда-то я отпрашивался (была сессия), а где-то прогулял. Отношение к нам было лояльное, но если не предупредил, что тебя не будет, то чуть ли не лекцию читали. За такой труд, конечно, хотелось бы больше получить, но я понял одно: на заводе не нужно думать головой, просто стой, как робот, и крути провода.
Он же, но уже контролер. Стало чуть лучше
— В конце июня устроился контролером по контракту на месяц. Первые пять дней стажировался, затем мне выдали «Дозор-77» — камеру, которая висит на жилетке. Мы включаем и выключаем ее сами, потому что батареи не хватает на целый день работы. Пока не получил терминал для проверки проездных, бегал хвостом за старшими.
Работаем со вторника по субботу по сменам: первая — с 6 до 15, вторая — с 14 до 23. Нет такого: в какой автобус хочешь, в тот и зашел проверять билеты — все по маршруту. Обычно ставят на территорию ближе к дому. Питаться можно в счет зарплаты, а когда температура на улице выше 26℃, выдают талоны на воду. Вообще, в жару очень тяжело: по регламенту мы должны быть одеты в штаны, никаких шорт.
За каждое выписанное постановление или уплаченный штраф контролер получает 8,7 рубля. Бывает, вообще никого не словишь, а иногда — по шесть постановлений в день. В среднем выходит 2—3 штрафа ежедневно. Нет такого стремления, чтобы было больше штрафов: всех зайцев все равно не переловишь.
Коллеги рассказывали, что когда-то установили норму по количеству штрафов, но со временем ее убрали. Теперь план предусматривает определенное число машин — в день нужно проверить минимум 40, за это дают надбавку — 30% к окладу. До обеда выполняем этот план и потом едем в РОВД «пробивать» людей, у которых с собой не было паспорта.
Иногда люди убегают от нас, но, если мы догоним, это будет расценено уже как неповиновение (санкция — до 50 базовых величин). Но опять же, мы с этого получим только 8,7 рубля, поэтому бегаем редко. Жаль людей, конечно, но я целый год платил за проезд, пока ездил в университет, и, по-моему, должна быть какая-то справедливость.
Когда работаю в первую смену, просыпаюсь в четыре утра, домой прихожу к 16, и обычно нет сил на прогулку с друзьями, в основном смотрю видео на YouTube, а в 19 уже сплю. Друзья говорят: «Страна может спать спокойно, пока ты работаешь», а от близких и знакомых негатива не слышал, хотя, конечно, кто-то ставит многоточие: мол, контролер — все понятно.
Я считаю, трудиться на заводе и контролером будущему политологу полезно, чтоб понимать запросы населения. Хотелось бы работать по специальности, но, мне кажется, первокурсника никуда не возьмут.
Милена о подработке и бесплатном мороженом
— Мне 18 лет, студентка МГПТК кулинарии, но учиться я не люблю, поступила лишь бы куда. Сейчас устроилась на подработку продавцом мороженого. Раньше работала на точке с животными, где фотографировала детей, а тут спокойно сидишь, ничего не делаешь, и деньги платят — хорошо. График — шесть дней в неделю с 11 до 21, по выходным до 22. Платят по 220 рублей в неделю, в месяц примерно 900 рублей, но, когда деньги выплачивают в конце недели, нет такого ощущения, как при получении разовой суммы. Ты думаешь, как дожить до следующей.
В жару умирала, мороженое таяло, было как вода. Поэтому я просто закрывала точку и уходила сидеть в тенек. В грозу киоск тоже закрывается: в такую погоду кассу не сделаешь, лишь бы выжить.
Кем хочу работать, пока не понимаю, мне ничего не нравится. Пойду туда, где будут хорошо платить.
«Нужно было носить 30-килограммовые плиты, сам я вешу 56». Иван и подработки на стройке
— Мне 19 лет, сам из Дрогичина, учусь в Барановичах на геоэколога, перешел на третий курс. После университета смогу работать лесником или учителем географии, но пока тружусь на стройках в Минске. В столице живу у сестры, думал, что тут работу получше найду, в Барановичах же не подвернулось ничего подходящего — везде нужно было официально оформляться. А мне то домой съездить, то с друзьями посидеть, то отдохнуть, поэтому в интернете нахожу объявления и еду работать.
Еще была подработка — расчесывал песок от камней и сухой травы, за четыре часа — 40 рублей. Но тут тоже пришлось попотеть. Раньше меня папа устраивал «по блату» подсобником к себе на работу в Дрогичине. Там нужно было раз в день бензопилу принести или отвертку подать, а остальные восемь часов не запрещалось в телефон залипать. В Минске же все эти восемь часов нужно вкалывать. Мне это не очень понравилось.
Понятно, что на таких подработках нет никаких договоров, расписок и гарантий — все на словах. Поначалу боялся, особенно когда за мной приехали двое мужчин, я тогда подумал: «Ну все, сейчас меня вывезут в лес и закопают». Но нет, привезли на стройку, а через полдня подумал: «Лучше бы закопали». Обратно тоже вернули.
Пока мне помогают деньгами родители, да и тратить их мне особо некуда: квартира в Барановичах — $70, а в еде я не привередливый, ем макароны с кетчупом. Отдыхать — это, конечно, круто, но дома становится скучно, а на работе... я каждый раз понимаю, что лучше бы лежал дома. В принципе, я могу прожить без денег, но, если они будут, проживу чуть лучше.
«Сын маминой подруги» Никита и его работа в IT
— Меня зовут Никита, мне 19 лет. Окончил первый курс БГУИР по специальности «Искусственный интеллект», несколько недель работаю гейм-дизайнером в IT-компании. Попасть сюда было достаточно трудно, я с 7-го класса знал, что хочу связать свою жизнь с программированием и компьютерными играми. Во время учебы в университете обозначил круг компаний, в которых предпочел бы работать, изучал их продукты, мониторил вакансии. Затем для каждой компании написал мотивационное письмо, много сил вложил в создание резюме, оформил портфолио и привел в порядок соцсети. Хоть кто-то да должен был откликнуться.
В первые недели единственной мыслью, которая засела у меня в голове, была: что может быть иначе? Ходят легенды, мифы, бытуют стереотипы о злых начальниках, но я увидел человеческое отношение, красивый офис, уютные места, бесплатную еду, наличие офис-менеджера, который решает за тебя какие-то вопросы, приятную атмосферу. Тут все готовы друг другу помогать, и это очень мотивирует. А чувства усталости у меня попросту нет.
Деньги собираю на путешествия, сам себя обеспечиваю, несмотря на то, что живу с родителями. Они даже смеялись, когда узнали, что я купил телефон за $800. Пока изучаю способы инвестиций в будущее, а деньги откладываю в валюте.
Тратить каникулы на работу нормально, ведь рано или поздно родители попросят подвинуться. Осознание того, что нужно быть самостоятельным, мотивирует. Ну и должен же человек чего-то достичь в этой жизни.
«В середине августа уволюсь, будет две недели отдыха — этого хватит». Дмитрий о работе курьером
— Мне 18, учусь на юрфаке БГУ, окончил первый курс. Поступал сюда, поскольку проходил на бюджет. В будущем хотелось бы связать свою жизнь с правом, но в частной сфере. А пока было время и энергия, попробовал поработать. Устроился сразу после сессии, из доступных вариантов была только вакансия курьера.
Выходит около 200 рублей в неделю. За одну доставку платят примерно три рубля, но, бывает, повышают оплату до пяти — зависит от времени. В день получается около десяти доставок. За все лето не было такого, чтоб не успел выполнить заказ. Случалось, что опаздывал, но в этом вины курьера нет: просто заведение не успело что-то приготовить или начало это делать уже при мне.
Родители сперва отговаривали меня, волновались, ведь это была моя первая работа, но потом успокоились. Деньги мне нужны на личные расходы, ни на что не собираю, просто чтобы были. В середине августа уволюсь — будет две недели отдыха, этого хватит. Следующим летом в курьеры не пойду: это не для меня.
onliner.by
|
</> |