Освистали, как последнюю бездарность...
a_i_z — 02.12.2025

17 октября 1896 года на сцене Александринского театра в Петербурге
состоялась премьера пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка". И провалилась с треском...
Вся труппа состояла из лучших тогдашних актёров Петербурга.
В роли Нины Заречной была великолепная Вера Коммиссаржевская.
Но пьеса, в которой по определению Чехова - "пять пудов любви" - с треском провалилась.
"Пьеса шлёпнулась и провалилась с треском.
В театре было тяжкое напряжение недоумения и позора.
Актёры играли гнусно, глупо.
Отсюда мораль: не следует писать пьес.", - напишет Чехов в письме брату М.П.Чехову.
Недовольная публика ждала комедии, и, не увидев комедии, шикала, свистела.
В драматических местах хохотали, а всё остальное время кашляли до неприличия,
отпуская колкие реплики и в адрес пьесы, и автора.
"Одного из лучших наших беллетристов, Чехова, освистали, как последнюю бездарность"
(записала одна из зрительниц того первого спектакля в Александринском театре).
"Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти и я - по законам физики - пулей вылетел из Петербурга, как бомба..." (А.П.Чехов - сестре М.П.Чеховой)
В Москве
Но через год с лишним Станиславский с Немировичем–Данченко уговорят его –
чтобы Чехов согласился на постановку "Чайки" на сцене Московского Художественного театра.
Чехов согласился.
Но сам на премьеру не поехал. Он был в Ялте в связи с обострением туберкулёза.
Все его близкие боялись очередного провала: могло ухудшиться состояние больного.
17 декабря 1898 года состоялся премьерный показ "Чайки" на сцене МХТ.
Начало не предвещало ничего хорошего.
Публика хмыкала, хихикала, ёрзала.
На монологе Нины Заречной ("Люди,львы, орлы и куропатки..") несколько человек демонстративно покинули зал...
Но постепенно публика затихала.
Первый акт закончился при гробовом молчании зала...
И вдруг - после долгой паузы - начались бешеные аплодисменты и восторженный рёв.
И так – от акта к акту. Успех был безоговорочным.
Публика аплодировала неистово, без конца требовала актёров на поклоны.
Негодовала, что нет автора.
"Занавес давали 14 раз" - телеграфировал Станиславский Чехову в Ялту.
Чехов с артистами МХТ, фотограф Пётр Павлов, 1899:

А в 1902 году театр получил новое здание в Камергерском переулке в Москве.
Здание театра реконструировал Фёдор Осипович Шехтель (они с Чеховым приятельствовали).
По эскизам Шехтеля была сделана первая ограда на могиле Чехова,
когда он сначала был похоронен в пределах Новодевичьего монастыря рядом с отцом.
Шехтель сделал для театра и занавес раздвижной (взамен занавеса поднимающегося) –
с постоянной, ставшей знаменитой, эмблемой – летящая чайка.

А когда уже в советское время в 1987 году МХАТ разделился – на имени Чехова и на имени Горького,
то в обоих театрах на обоих занавесах постоянная эмблема – чайка - осталась.
Вот на занавесе МХАТ им. Горького:

p/s/ Говорят, что каждый вечер на театральных подмостках мировых театров идёт
(ну, сейчас, может, и нет, а может и больше) не меньше 40 "Чаек".
В разных вариациях, включая авангардный балет.
В начале поста - знаменитый занавес "с чайкой" во МХАТе, автор Ф.О.Шехтель (1859-1926)
Занавес и фото – из своб. источникв Сети
|
|
</> |
Принципы работы системы поощрений в ресторанах
"Он должен продать Украину России". Кривляние барина и протестное тявканье
Надо делать свое дело. На остальное – нас***ь!
"Мальки русалки" картон, акрил, линнер, карандаш Андрей Попов
МАНИПУЛЯЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОКСЮМОРОН
День рождения. Роджер Гловер (Deep Purple)
Как жили рабочие в РИ - попер у историка Жукова К.А.
Томный вечер с ипритом
Русские медведи, сводка 25 ноября

