Освещенная солнцем
tanjand — 13.12.2015Вот, смотрите. Перед вами хорошо знакомый портрет. Совершенно очаровательный, поражающий живописным богатством. Это живое лицо, этот юный образ девушки так понятен нам и ограничен нашему восприятию русской красоты…. Потрясающие переливы солнечных бликов, ослепительные на одежде и сияющие на коже волшебным образом создают атмосферу русского лета.
Тургеневская девушка, конечно, тургеневская, ее печатают на календарях, ее используют как иллюстрацию статей «тургеневских барышень», ее знает и любит вся Россия.
Может, не все знают, что она талантливый скульптор и мать нобелевского лауреата, но все знают ее спокойное, светлое лицо.
Только вот ведь странность – эта девушка была еврейкой. Да, еврейкой, двоюродной сестрой российского художника – еврея Валентина Серова и звали ее Маша Сименович.
Маша была старшей из четырех сестер, с ней, своей ровесницей, Валентин и сдружился. «Ты вот да Надя (Лелю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе».
Валентин нарисовал восемь портретов Марии, первый, когда им было по четырнадцать лет.
С Машей Валентина связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором, скульпторкой, как тогда говорили. Антокольский ее хвалил.
Знаменитый портрет Маши «Девушка, освещенная солнцем» Валентин напишет в 1888-м.
«Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, — вспоминала Мария. — После долгих поисков в саду, наконец, остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника — добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось. «Тут будем писать», — сказал он. Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням, я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения».
За позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, для обоих это были приличные деньги.
Через несколько лет Маша, уже Львова, приехала погостить к родным, и Серов написал еще один ее портрет.
Это полотно завершило серию серовских портретов Марии.
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем: «Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека».
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем:
«Серов, все идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека».
Заросший пруд. Домотканово
Потом кончилась счастливая жизнь обитателей имения в Домотканове. Умер Серов, и революция погубила владельцев и гостей этого славного имения. Маше повезло. Еще раньше она оказалась в Париже, где вышла замуж и осталась там до своей смерти. Она дожила до девяноста лет и скончалась в 1955 году.
Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой). 1887
"Там, где звучат разговоры об искусстве, звук имени Серов и "Девочка с персиками" связаны по принципу условного рефлекса. Это значит, что Серов в искусстве и искусство в Серове именно в этом произведении проявляется во всей полноте. Известно, что оно исполнялось, когда в памяти художника были живы впечатления о живописи старых мастеров, вынесенные из заграничного путешествия в Вену и Италию.
"Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров".
Ажиотаж в Третьяковке
Есть события, о которых приятно писать. Вот такое, например. Сейчас в Третьяковке проходит выставка картин Валентина Серова, она пользуется такой популярностью, проходит с таким ажиотажем, что администрации пришлось изменить, продлить часы работы Третьяковки – а это, как вы знаете, было незыблемо! По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям Третьяковская галерея работает до 21 часа, и это будет продолжаться до 17 января 2016 года (пока будет функционировать сама выставка Серова).
Все рекорды побиты, такого старта у нас никогда не было - в первую неделю выставку увидели 25 тысяч человек!
Так что, дорогие гости столицы, если у вас есть намеренье приехать на каникулы в Москву, посетите Третьяковку! Впечатление останется на всю жизнь.
Мика Морозов. 1901
Портрет императора Николая II. 1900
Портрет С.М.Боткиной. 1899
Дети (Саша и Юра Серовы). 1899
Портрет Генриетты Гиршман
Портрет С.М.Драгомировой. 1889
Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1888
Портрет неизвестной. 1895
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1902
Амазонка. М.Ф.Мамонтова. 1884
Портрет балерины Т.П.Карсавиной. 1909
Портрет княгини О.К. Орловой. 1910
Валентин Серов (1865-1911) — мастер портрета, один из значимых представителей русского реализма и неоклассицизма. Среди его самых известных полотен — «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Девушка, освещенная солнцем», портреты Мики Морозова, Николая II и Константина Коровина.
"Это был человек среднего роста, с виду несколько грузный и неуклюжий, сдержанный, немногословный и в то же время бесконечно обаятельный и деликатный. Общительный и остроумный в кругу друзей, он становился решительно неудобным, когда затрагивалось достоинство человека и художника. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». (К.Коровин)
|
</> |
https://bit.ly/2T5QaQT
Инстаграм от Сапыча. Как зарабатывать 200000 р по-разному!
Гарантия возврата денег.