ОСТОРОЖНО, ЗЛАЯ ЯМАТО!
putnik1 — 15.05.2013Номер учебного самолета, заявили в Министерстве обороны Японии, совпал с номером печально известного отряда 731 совершенно случайно, и "не нес никакого особого смысла. Больше нам добавить нечего"... А накануне Южную Корею возмутило заявление Тору Хасимото, мэра Осака о том, что принуждение женщин в Юго-Восточной Азии к проституции во время Второй мировой войны было необходимо. "Солдатам, которые рисковали своей жизнью в обстоятельствах, когда пули вокруг были как дождь и ветер, был необходим отдых. Система женщин для отдыха была необходимостью. Это ясно любому", - заявил политик, добавив, что нет явных свидетельств принуждения японскими военнми женщин к занятию проституцией...
Прочитав, сразу вспомнил японский фильм позапрошлого года "Налет на Перл-Харбор" ака "Ямамото Исороку". Хороший, кстати, фильм, кто не видел, настоятельно рекомендую, не пожалеете. Но помимо того, что хороший, самим фактом своего выхода на экраны сказавший о многом, развитием чего, безусловно, является этот сюжет...
Японцы, - это не секрет, - любят свое прошлое, охотно его экранизируют и, - дорогой quaxter, имеющий возможность смотреть в оригинале, подтвердит, - весьма склонны при этом к идеализации. Но Япония, как и Германия, о которой здесь говорить не будем, связана набором некоторых нерушимых табу.
Нельзя, например, ругать американцев. И не только ругать. Практически невозможно представить снятый японцами фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки с упором на то, как хреново пришлось мирному и симпатичному населению, при этом указав, что в бомбардировке особой необходимости не было. Нельзя без трехкратной аутоанафемы снимать фильмы о войне в Китае и о присутствии японских войск в Корее. И уж конечно, снимая фильмы о Войне за Океан, - что само по себе не запрещено, - ни в коем случае не рекомендуется хоть в какой-то степени героизировать японское руководство того времени, даже на уровне показа истинных причин, вынудивших Страну Восходящего Солнца, вопреки мнению разумных людей, вступить в безнадежную, по большому-то счету, войну. Исключения, подсказывают знающие люди, есть, но чтобы позволить себе такие вольности, режисссеру и продюсеру надо иметь очень, очень громкое имя, железные нервы и бычье упрямство.
Объяснять, что все это всего лишь частные отражения глобальной задачи, поставленной в свое время Макартуром, - "выбить из хуков память о самих себе", - думаю, излишне. И что два поколения японцев, в самом деле, росли в условиях именно такой дрессировки, - тоже. Кто смотрел документальный фильм о путче Мисимы, тот, думаю, помнит: человек кричит с балкона о самурайском духе, о памяти, о превращении японцев в скотов, а солдатики, толпящиеся во дворе, свистят, шикают и кидают в оратора апельсиновыми корками. И видел Вашингтон, что это хорошо.
Вот по этой-то причине сам факт появления в 2011-м фильма об адмирале Ямамото меня насторожил уже тогда. Формально-то никакие красные черты пересечены не были: в основе сюжета, в принципе, история молоденьких солдатиков, честно служащих своей стране, и военные преступники не реабилитированы, и главный герой из числа разрешенных, служака и вояка, сделавший все, чтобы войны не случилось, - и тем не менее. В отличие от всего, снимавшегося прежде, авторы фильма, - неявно, очень спокойно и талантливо, даже не прямым текстом, а на четверти намека, - говорят: не обижайте Японию, не сердите. Не надо. Мы не хотим войны, мы ни в коем случае не хотим войны, - но если нам придется воевать, мало не покажется.
И вот теперь: дуплет. Сперва заявление мэра Осака, поставившее на уши Южную Корею, от которого правительство, конечно же, ототчас открестилось, а сразу вслед за тем, вот-те на, премьер-министр в кабине самолета, как бы совершенно невзначай помеченного номером 731, вспоминать который без проклятий японцам было много десятилетий настрого запрещено, - и военное ведомство, вместо того, чтобы каяться и многократно извиняться, отделывается отпиской, из которой совершенно ясно, что продразумевалось именно то, что подразумевалось, и никаких расшаркиваний не будет.
Знаете, дорогие френды и не френды, думается мне, в свете и всяких, и разных, и таких, и этаких событий последних лет, что Токио, - бесспорно, с ведома хозяев, - кое-кому показывает зубы, и этот кто-то обитает совсем не в Сеуле. А что намекают, по ходу дела дрязня Сеул, так тут уж ничего не поделать: из песни слова не выкинешь...
|
</> |