Осознание - это про что?

топ 100 блогов marta_inj16.12.2022
Мультфильм "А за что? Просто так!"

Лет в 7 мне были интересны серии мультфильма «Ну погоди!», а вот мультик про "Просто так!" казался скучным. В 15 лет всё было наоборот – «Ну погоди!» казался примитивным, а рассуждения и интонации «просто так» наполнились смыслом.

Почти невозможно порассуждать о чем-то с малолетним ребенком – он не в состоянии поддерживать рассуждения, зато охотно повторяет действия. Эмоции с ребенком обсуждать тоже не получится, он их просто очень плохо различает и без каких-то крайних обстоятельств свои эмоции не осознает, хотя и погружается в них как в аффект. Да и взрослые, погружаясь в аффект и выныривая из него, тоже в большинстве не осознают, что с ними было и часто забывают, что вообще что-то было. Вот спросите у вчера скандалившего человека, что это было и почему. Он вряд ли ответит. Такое вот свойство у аффекта (полного погружения в эмоцию): он не становится частью памяти и частью личности. Личность строится на основе памяти, а память – это способность абстрагированно воспринимать чувства и события, смотреть на них со стороны. Причем обычно постфактум.

Эмоции, время, память
Идея порождается разностью

Воспринимать эмоции и события абстрагированно прямо в моменте, смотреть на себя со стороны, - не при анализе прошлого, а прямо сейчас – крайне редкое умение. Быть действующим лицом (актором) и одновременно наблюдателем – это практически уже стадия просветления.

Вернемся к маленькому ребенку. Обычно лет до 9-10 ребенок хорошо воспринимает лишь действия. Поэтому он с восторгом принимает мультики типа «Том и Джерри» или «Ну, погоди!», и поэтому ему важны пространства и предметы и их свободное взаимодействие с ними. Лучше всего, когда в таком возрасте ребенок живет в деревне и может почти беспрепятственно действовать – бегать, прыгать, мастерить и ломать - осваивать предметы и пространство.

В городе, в стесненных пространствах с многочисленными ограничениями – ребенок все время чувствует себя стесненно, существует в оковах правил «приличного» поведения, и так и вырастает в этих «оковах», повязанный по рукам и ногам мыслями, как бы чего не сломать, кому-то не повредить, не помешать, и не зная собственных физических возможностей. Даже когда приходит время приоритета социальных взаимодействий – лет с 11-12 – куча людей вокруг не даёт подростку возможностей осмыслить то, что с ним в этом социуме происходит. Правила регламентируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, и подросток вынужден больше прислушиваешься к правилам, чем к собственным чувствам. В итоге в городе люди очень хорошо усваивают правила, но свои чувства знают очень плохо.

Мы можем полноценно воспринимать лишь то, в чём у нас уже есть опыт. При первом столкновении с предметом, человеком, ощущением мы мало осознаём, что всё это значит. Наблюдается этакий шок первого знакомства – время то останавливается, то несётся вскачь, в чувствах и мыслях сумбур, попроси что-то сформулировать – человек не сформулирует внятной фразы ни относительно происходящего с ним, ни относительно чего-то другого.

Например, в такой шок впадает ребенок, впервые получивший мячом по лбу, интеллигент, на которого впервые в жизни наорали матом, девушка, которую впервые в жизни ударили, солдат, впервые попавший под огонь артиллерии, заложник, впервые попавший в лапы террористов.

Относительно опыта. Почему мужчины любят смотреть футбол, почему всё в нём кажется им интересным – и борьба за победу, и коллективные взаимодействия, и искусство владения мячом? Потому что у большинства мужчин есть опыт игры в футбол. А вот женщинам футбол обычно скучен: опыта нет и непонятно, на что там смотреть.

Слепоглухих детей изучали, чтобы узнать, действительно ли интерес к новому – врожденное свойство человека. Увидели, что слепоглухие дети не проявляют познавательной инициативы, не испытывают самостоятельного желания что-то изучать, знакомиться с новым. Зато такие дети эмоционально и с интересом реагируют на изменения в том, что уже знали. Например, сама по себе ложка как новый предмет слепоглухому ребенку не интересна, но если его всегда кормили вот такой ложкой, а потом вдруг взяли другую, слепоглухому ребенку становится интересна ложка, он проявляет инициативу – начинает ощупывать ложку, чтобы понять, что изменилось. О чём это говорит? О том, что познавательная деятельность вовсе не врожденное инстинктивное свойство людской природы, которое появляется само собой.

Сначала должна появиться база для сравнений, опыт.

А ещё должна быть физическая возможность взаимодействия с предметом. Так, тема секса для малых детей неинтересна, они еще не доросли до неё. Другая страна для человека неинтересна, пока не появится возможность туда поехать. Математика неинтересна, пока человек считает, что не сможет с ней справиться.

Таким образом, для вхождения в контакт, для понимания/осознания темы и получения удовольствия от её изучения нужно:

1. Просто дорасти – получить физическую возможность делать нужные действия.
2. Иметь некий, хотя бы начальный опыт в этом деле – эмоций, действий. Базу. Этот начальный опыт обычно обеспечивают окружающие люди, которые затаскивают упирающегося/опасающегося индивидуума и знакомят с первыми действиями/ощущениями, параллельно помогая преодолеть шок первого знакомства.
3. Дело/область действий и познания должна быть достаточно новой для человека. Когда дело исхожено вдоль и поперек по 10 раз – уже неинтересно (в таком случае констатируем, что человек эту тему уже перерос).

Так что всему свое время – время смотреть мультики «Ну, погоди!» или "Просто так", время бегать по двору и время дружить, влюбляться, растить детей и отвлеченно наблюдать за течением жизни, осмысливая свое прошлое.

Первый опыт всегда воспринимается как норма.

Есть руками в Индии – норма, а вот пользоваться ложкой – не норма. Индийский ребенок так это и будет воспринимать. А европейский ребенок – будет воспринимать как норму ложку.

Ребенок, которого бьёт родитель, воспринимает это как норму, хотя ему больно и неприятно. Но даже боль он не может сформулировать/обозначить как "боль". Да, потом он может начать бороться против побоев, но только когда увидит другие нормы у других семей и сочтёт их для себя возможными.

Снег и холод – норма для рожденных на севере. Для южан – не норма, и они всегда удивляются, что кто-то безропотно терпит морозы.

Если в семье девушка привыкла к обесцениванию, она и в речах своего парня обесценивания не заметит. А вот если новый парень таким не промышляет, на разности формируется эмоция к нему - благодарности или любви.

Норма воспринимается без особых эмоций. Ну, вот так у нас принято. У нас тут мороз и снега и никаких страданий по этому поводу. Или - у нас тут мама отвешивает подзатыльники, и чего тут такого?

А вот если мама то отвешивает подзатыльники, то не отвешивает, тогда и только тогда возможно появление эмоций на тему подзатыльников и мысли на тему "насилия над ребенком" и т.п. Только если первоначально воспринятую норму постоянно двигать в крайности, можно обнаружить нулевую точку и края. Нулевую точку/норму ребенок/человек не осознаёт, как рыба не разумеет воду, пока её из воды не вынут.

Обычно же семейная норма неизменна и потому не замечается, невидима для ребенка. Аналогично не осознаются национальные особенности, когда все вокруг придерживаются общепринятых в этой местности правил. Чужаки, нарушающие неписанные нормы, вызывают в первую очередь эмоции, и лишь потом возможность как-то объективно думать о причинах эмоций и о своих национальных особенностях.

Должна возникнуть разность для того, чтобы мы что-то смогли прочувствовать, потом назвать, потом осознать.
Должна быть пища для осознания – эта самая разность. Нет разницы – нет осознания.

Не указывает ли всё это на то, что сознание существует несколько перпендикулярно физическим ощущениям и эмоциям?

Начало темы: Вычитательный закон сознания, Эмоциональная поляризация

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
08.12.2022 Ков и д
Архив записей в блогах:
...
В продолжение недавнего поста про полинезийцев , иногда спортивная этнография даёт интересные подсказки для историка о той или иной стране Если брать прошлогодние кубки мира по регби-юнион и однодневному крикету – то это сборные другой страны, занимающей заметное место в этих видах ...
Проблема ББПЕ в российской действительности в том, что вообще физическое насилие и агрессия не считаются моветоном. Дать кому то в морду – это не нечто из ряда вон выходящее, а явление «в порядке вещей», «само собой разумеющееся».  Мелкая административка, ни в коем случае не ...
Про просьбам читателей разбираю по пунктам статью Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, который пишет во французской газете о «полном провале авторитарных лидеров». Под таковыми лидерами подразумевается конечно же Владимир Путин. Суть статьи — экономика России ...
зашла случайно давеча в один блог незнакомый, а там автор проводит у себя опрос : Женщины, вы любите мужской половой орган ? перед этим поясняет : Суть раздражения, в фразе, что женщины любят мужской член. Я вот например люблю шоколадное мороженое, музыку люблю, петь в ванной люблю, ...