Особняк Зубовых. Интерьеры


«Музей-дворец есть прежде всего памятник жизни, книжка с картинками, ярче, чем всякие слова способные воссоздать атмосферу известных эпох. Художественные произведения здесь не могут быть величинами самодовлеющими, каждое из них подчинено общей картине», — граф Валентин Платонович Зубов (1884-1969).

На Исаакиевской площади, напротив западного портика собора находится дом-особняк графов Зубовых. Это одно из знаковых, почти мистических мест Петербурга. Туристов сюда не водят, а скромная табличка у входа извещает, что дом хранит дух всех тех, кто в нем бывал и работал: А. Ахматова, А. Бенуа, А. Блок, Н. Гумилев, С. Есенин, М. Кузмин, О. Мандельштам, К. Малевич, Б. Пастернак, И. Стравинский, К. Чуковский, Д. Шостакович и многие, многие другие.
![]() |
![]() |
Среди этих «многих других» — А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, кн. П.А. Вяземский, гр. А.А. Закревский, его супруга Аграфена Феодоровна, урожд. графиня Толстая — «Клеопатра Невы», гр. Платон Александрович Зубов (1835-1890), который приобрел особняк в 1869 г. — полный тезка фаворита Екатерины II и внук Николая Зубова, нанесшего золотой табакеркой смертельный удар императору Павлу I в ночь на 12 марта 1801 г.
От Платона Александровича дом перешел его сыну гр. Валентину Платоновичу Зубову, который одновременно был праправнуком А.В. Суворова.
Валентин Платонович, «Тоныч», как его звали друзья и соратники, по своей инициативе и на личные средства создал в 1912 г. Российский институт истории искусств (РИИИ), разместив его в своем доме на Исаакиевской пл. 5, где он и находится по сей день.

Герб гр. Зубовых на центральном аттике здания
Зубовский институт быстро стал центром культурного пространства Петербурга и средоточием русской научной мысли. Богема Серебряного века делила свое время между собраниями в Башне Вячеслава Иванова, представлениями Бродячей собаки и вечерами «в пышном доме графа Зубова».
В 1925 г. институт насчитывал около тысячи студентов и около ста профессоров, преподавателей, научных сотрудников. В том же году гр. В.П. Зубов, ранее отсидевший 4 месяца в тюрьме и обвиненный в «неследовании марксизму» уехал в Париж, до последних дней жизни он интересовался судьбой своего детища.
Автор этих строк давно пытался протоптать дорожку в особняк Зубовых, но сделать это было сложно. Последние 2 года искусствоведы РИИИ де-факто находились в состоянии войны, вызванной намерениями Высоких Руководителей
Скандал приобрел международные масштабы, проживающая в Штутгарте графиня Ирина Зубова, правнучка основателя РИИИ, написала письмо Президенту РФ с просьбой «пресечь вакханалию, которая творится вокруг Зубовского института».
Сейчас конфликт, вроде бы, улажен. Зубовский особняк удалось посетить в ноябре 2015 г. Это один из немногих петербургских домов, сохранивших оригинальные интерьеры XIX в. Здесь вспоминаешь о музейной концепции гр. Валентина Платоновича: «При помощи старинных инвентарей водворить на прежнее место, каждый предмет, вплоть до последней мелочи и представить это обиталище таким, будто тогдашние хозяева только что его покинули».
ИНТЕРЬЕРЫ
Путь в гостеприимный особняк гр. Зубовых проходит через тамбур с украшениями из резного дуба. Прямо напротив поста охраны высоченное (не помещается в кадр) старинное зеркало.

![]() |
![]() |
Парадная лестница


Она же, вид сверху

Слева и справа от парадной лестницы установлены четыре скульптуры - копии с античных образцов.


Поднимаемся на 2-й этаж.


Фойе 2-го этажа.

Огороженный фрагмент паркета

Принцип архитектурно-художественной композиции 2-го этажа основан на смене впечатлений и ярких контрастах. Меняется не только стиль и масштаб помещений, но и цвет. Самый просторный зал – Белый, оформленный в стиле классицизма, сменяется Красным, будто переносящим посетителей в Италию. За ним просторная Зеленая (Малахитовая) гостиная, ее стиль близок к французскому рококо. Последняя комната – Малая гостиная, снова итальянская в красновато-бежевых тонах. Впрочем, в нынешнее время эти эффекты не столь ощутимы, основные двери перекрыты и из комнаты в комнату ходят коридорами, как когда-то слуги.
Аскетизм убранства Белого зала, кажется, намекает на реконструкцию, проведенную в советские времена.


Люстра явно новодельная.

Когда-то здесь проходили балы, стены зала были украшены многочисленными зеркалами. Из зала куда-то вверх ведет загадочная лестница, образуя некое подобие сцены.

Ее продолжение за занавесом уходит на этаж ввысь. Куда она ведет? Ни оркестровой площадки, ни хоров здесь обнаружить не удалось.

Красная гостиная.




![]() |
![]() |
Тут же один из книжных шкафов, закупленных еще гр. В.П. Зубовым для библиотеки института. О ней чуть позже.

Зеленая гостиная.

Малахита в ней почти не осталось, хотя прежде она дала бы фору знаменитому залу Зимнего дворца. Тем не менее это и сейчас самый пышный зал, где сохранились зеркала, великолепная люстра, позолота, старинные картины в затейливом обрамлении.

![]() |
![]() |
Камин отделкой малахитом.


Вид из окна. Кафедра, изготовленная по заказу гр. В.П. Зубова для чтения лекций (находится на историческом месте).
![]() |
![]() |
Проследуем далее. В полутемном коридоре фотовспышка обнаруживает очередной из зубовских книжных шкафов. А рядом портрет хозяина дома — графа Валентина Платоновича.
![]() |
![]() |
Малая гостиная



Здесь сохранился великолепный камин со вставкой из лазурита.

К сожалению, не все помещения дома Зубовых сегодня доступны для посещения. К их числу относятся весь бельэтаж и библиотека. Последняя является бесценным собранием печатных трудов и рукописей (свыше 260 тыс. томов). Начало ей положил гр. В.П.Зубов: еще в период обучения в Германии и Италии он стал покупать редкие книги по изобразительному искусству и отправлять их домой.
Привожу заимствованные фото (отсюда и отсюда):

Кабинет в бельэтаже

Библиотека (некогда бильярдная)

На последнем снимке портреты родителей Валентина Платоновича: граф Платон Александрович Зубов (скорее всего, копия эрмитажного портрета, худ. И.П. Келер-Вилианди, 1873) и графиня Вера Сергеевна Зубова (худ. К.Е. Маковский, 1877, по-видимому, копия).
«О положении Института в данное время я осведомлен отрывочно. Знаю, что его музыкальное и театральное отделения живы и находятся в том же доме; что словесное давным-давно скончалось; изобразительного в Петербурге больше нет, библиотека и научный аппарат находятся на месте, а на лестнице, где прежде стоял бронзовый Меркурий, копия с Джованни Болонья, сейчас стоит золоченый гипсовый Ленин»,- гр. В.П. Зубов, 1967 г.

Воспоминания гр. В.П. Зубова «Страдные годы России (1917-1925)» читаем ЗДЕСЬ
|
</> |