Особняк Бахрушина

топ 100 блогов dmitry_sasin06.04.2021 Музей, созданный на спор. Красивый аккуратный особняк на пересечении улицы Бахрушина и Садового кольца в стиле английской готики, красные кирпичные стены с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом - это театральный музей имени А.А. Бахрушина.

Особняк Бахрушина

В особняке разместилась коллекция, которую начал собирать ещё сам Бахрушин. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней. Денег у Бахрушина было достаточно, но просто покупать экспонаты за названную цену - это было как-то не по-купечески. Для того, чтобы охмурить какого-нибудь актёра и уговорить его продать какой-нибудь реквизит, а то и просто подарить, у Бахрушина был целый арсенал всяких уловок.

2. Вот и на памятнике, установленном на территории музея, Бахрушин изображён звонящим кому-то по мобильному телефону и договаривающимся об очередной сделке.
Особняк Бахрушина

    Купеческий род Бахрушиных уходит своими корнями в Зарайск, там они занимались суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» — скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод.
После смерти Алексея Федоровича в 1848 году его дело продолжили сыновья — Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» — жертвовали большие средства на помощь неимущим, строили больницы, богадельни и приюты.
    Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном.
    Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К. Гиппиуса и был построен этот особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.
    Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.
    После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937–1938 годах было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Е. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов.


3. Во всяком случае я каких-то отличий не нашёл.
Особняк Бахрушина

   Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни. В 2018-м году завершилась реставрация фасадов главного здания музея. Реставрация проходила в несколько этапов. Сначала специалисты привели в порядок фасады здания со стороны Земляного Вала и улицы Бахрушина, затем дворовые фасады. Во время ремонта стены и элементы оформления здания очистили от грязи, старой краски и штукатурки. Кирпичную кладку фасада особняка укрепили специальным раствором, убрали трещины и отреставрировали швы. Был воссоздан оригинальный штукатурный слой на стенах и восполнен утраченный лепной декор. Первозданный вид вернули дубовым дверям, окнам, оконным решеткам на цокольном этаже, а также металлическим козырькам и водосточным трубам.
    Замоскворецкая улица, на которой стоит дом, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего самого знаменитого жителя — купца, мецената и благотворителя А.А. Бахрушина.
Не часто в советское время улицам давали имена купцов.

4. Рассмотрим здание поподробнее.
Особняк Бахрушина

5.
Особняк Бахрушина

6.
Особняк Бахрушина

7.
Особняк Бахрушина

8. Это же окно, если на него смотреть изнутри.
Особняк Бахрушина

9. Автопортрет в интерьере.
Особняк Бахрушина

10. Интерьеры частично можно посмотреть на халяву. Потолок вестибюля.
Особняк Бахрушина

11. Тоже оформлены в готическом стиле.
Особняк Бахрушина

12. Явно какой-то механизм. Если потянуть за свисающую ручку, то что будет? А вдруг это выключатель?!
Особняк Бахрушина

13. Деревянный орнамент с колючками. Видимо символизирует листья чертополоха.
Особняк Бахрушина

14.
Особняк Бахрушина

15. Раньше была другая люстра, и висела она на кронштейне, а не крепилась к потолку.
Особняк Бахрушина

16. А это потолок в тамбуре главного входа.
Особняк Бахрушина

17. Оригинальные дверные ручки.
Особняк Бахрушина

18.
Особняк Бахрушина

12. Полюбуемся готическими элементами фасадов
Особняк Бахрушина

13. Чертополох - любимая пища ослика Иа.
Особняк Бахрушина

14. Даже над дверью стрельчатые окошки.
Особняк Бахрушина

15. Оформление фонарей скорее из модерна.
Особняк Бахрушина

16. Нижняя часть - точно модерн.
Особняк Бахрушина

17. И козырёк оттуда же.
Особняк Бахрушина

18. Ручка, думаю что оригинальная.
Особняк Бахрушина

19. А это, скорее всего, стилизация.
Особняк Бахрушина

20. Вот это загадочная штуковина. Вряд ли за неё привязывали лошадей, хлипковата для этого. Моя версия - за неё держались, когда, стоя на одной ноге, обметали снег с сапога. А вы что думаете?
Особняк Бахрушина

21. Посмотрим на здание со всех сторон. Это со стороны Зацепского вала.
Особняк Бахрушина

22.
Особняк Бахрушина

23.
Особняк Бахрушина

24. Крылечко с верандой со стороны сада.
Особняк Бахрушина

25. Изначально и крылечко, и лестница выглядели по-другому.
Особняк Бахрушина

26.
Особняк Бахрушина

27.
Особняк Бахрушина

28.
Особняк Бахрушина

29. Ещё один автопортрет.
Особняк Бахрушина

30.
Особняк Бахрушина

31. Ещё ручки.
Особняк Бахрушина

32. Театральный реквизит - автомобиль Bugatti 1927 Racer из спектакля про Айседору Дункан, вот только не знаю точно какого. Как известно, Айседора погибла из-за попадания обмотанного вокруг шеи длинного шёлкового шарфа в спицы колеса автомобиля, правда другой марки - Amilcar CGSS («Амилькар гран спорт»)
Особняк Бахрушина

33. За зданием администрации стоит интересная металлическая конструкция - красное колесо. При этом словосочетании как-то на ум Солженицын приходит, но никак не Бахрушин.
Особняк Бахрушина

    К Бахрушину оно действительно отношения не имеет, но имеет отношение к театру. Изначально оно было фрагментом декорации к спектаклю «Жестокие игры» по пьесе А.Н. Арбузова театра «Ленком» (1980). Это первая работа Олега Шейнциса (1949 – 2006), осуществлённая с режиссёром Марком Захаровым на сцене этого театра. Красное Колесо стало символом индивидуального стиля мастера. Это образ уникального пространства-времени, которое возникало в его сценографии как альтернатива обыденной реальности и становилось поиском истинной театральности.
    Марк Захаров в статье «Контакты с пространством» писал: «Гигантское красное колесо в «Жестоких играх» – механизм загадочный, связанный с циклами сценической истории, – лишь постепенно раскрывает нам своё истинное значение. Я заметил, как сценическая истина, заключённая в колесе, на первых же монтировочных репетициях стала очень быстро соскальзывать с его окружности. Сначала оно какая-то часть наших городских механизмов, мотив урбанистической фантазии, «мотор» большого города. Потом, возможно, материализация быстротекущего времени. Потом – злой каток, барабан, шестерня, переезжающая нас своим бездушным металлом. Позднее – объединяющий всё и вся Круговорот. Окружность. Самое прекрасное начертание во Вселенной. Самый совершенный геометрический знак, формула вселенской красоты, а значит – любви».

34. Бывший каретный сарай. В нём находится вторая часть экспозиции.
Особняк Бахрушина

35. Бывшая хозяйственная постройка, сейчас в ней располагается администрация музея.
Особняк Бахрушина

36.
Особняк Бахрушина

37. В центре узора ограды стилизованная лилия в трёхлепестковой розе.
Особняк Бахрушина

Саму экспозицию я смотреть не пошёл, не сильно большой я любитель музеев.

Источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть такой американский политический экономист Американского института предпринимательства Николас Эберштадт , раньше он был специалистом по экономике Северной Кореи. Но видно денег это приносило мало и в 2009 году он написал книжку по демографии России. "Россия "Умирающий Медведь". П ...
Разъединяют нас пути, объединяет нас лихая непогода(с) Был вчера в большой и разношерстной компании. Управляемую глупость (Гена очень приятный собеседник) не включал. Ходил от одной группы к другой и слушал. Подливал вино-коньяк, подкладывал салатики, подставлял стулья. На обращённые ...
Министерство обороны России подтвердило, что в ночь с 5 на 6 января в Сирии была отбита атака беспилотников на российскую авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе. Десять были направлены к авиабазе в Латакии и еще три — к ПМТО в Тартусе. МО ...
Xiaomi dafang 1080P Smart Monitor Camera -  WHITE $20.11 (купон) Товар предоставлен для тестирования и обзора. Тестируем новую IP камеру Xiaomi Dafang. Как они смогли создать такое технологичное устройство за столь небольшие деньги? Официальная страничка ...
Добрый день! Сегодня я хочу официально обозначить позицию администрации города и мою лично по строительству бизнес-центра «Найди» на Пушкинской, рядом со школой №68. Так вот, позиция по отношению к стройке – негативная. И застройщик, бизнесмен Игорь Найдин, - об этом знает. Возведение ...