Особый путь
beauty_spirit — 04.06.2021

Я смотрю цикл Познера об ̶Э̶л̶ь̶ф̶л̶я̶н̶д̶и̶и̶ Скандинавии. Все норвежские собеседники, критикуя отдельные недостатки вроде угрозы глобального потепления, очередей в поликлиниках, наличия очень богатых людей и чрезмерного вмешательства государства (я аж прослезилась, расскажите об этом дорогим россиянам, мы тут из нашего бастиона свободы, равенства и социальной заботы так вам сочувствуем!) подтверждали мнение о них, как о жителях страны с самым высоким уровнем жизни и ИРЧП. Все тоже вроде бы недавние крестьяне и рыбаки — те, кто постарше помнят те изменения, которые постигли Норвегию после того, как там нашли нефть. Забавно только, что Познер и норвежцы (по крайней мере те, которые говорили с Познером) искали разгадку успехов своей страны в «протестантской этике» и каком-то особом «норвежском менталитете». Ага, щаз!
Достаточно посмотреть фильм «Мунк» 1974 года о том, как жила Норвегия еще не так давно по историческим меркам и том, какие скрепы и традиции по мнению отечественных лоялистов они там потеряли. Сам Мунк прожил очень долгую жизнь, что даже удивительно при таких вводных (алкоголизм + туберкулез, от которого умерла его мать и сестра, та самая героиня картины «Больная девочка») — родился в 1863 году, а умер незадолго до конца оккупации в 1944-ом. Но самое интересное в фильме даже не его жизнь, а норвежские реалии, быт и социальные условия того времени, показанные в псевдодокументальном стиле, довольно достоверно и подробно (тот же режиссер Питер Уоткинс еще фильм «La Commune (Paris, 1871») позже снял). Христиания (современный Осло) выглядит дырищей, провинции же и вовсе дырищи в дырище. Задворки Европы, нищета страшная, консерватизм безправие, затхлость, религиозное мракобесие ака та самая «протестантская этика» (собственно, отец Мунка был религиозным фанатиком, который терроризировал на этой почве всю семью, а ведь это образованный человек, военный врач!). Как-то между делом сообщается, что проституция уже либеральненько легализована, зато детский труд не запрещен. Узенькая прослойка тамошней богемы вольнодумствует и хочет «как в Европе» (хотя Европа 19 века — это та еще жесть, но сравнению с тогдашней Норвегией все выигрывает), буржуазия жирует, народ живет собачьей (в буквальном смысле) жизнью.
Но в 1969 году там находят много нефти, благодаря инициативе снизу и воле сверху, доходы с нее не присваиваются узкой группой тех, кто в теме, так Норвегия начинает меняться на глазах. Вроде бы тоже капитализм, но разница тогдашней и современной Норвегией колоссальная. Выясняется, что норвежцам нужна и демократия, и равенство, и права, а вот такие ценности как пещерный консерватизм, клерикализм и прочий неликвид как-то на хер не упали. А ведь это тот же народ, который оказался каким-то не особым. Видимо, никаких особых народов все же не существует в природе.
Хотя кто-то может продолжать утешать себя тем, что "какая разница, какой капитализм", и вообще норвежцы многое потеряли в плане духовности и традиций дидов, а еще у них Брейвик и гей-парады, ага.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Протесты
Сафари-парк Фукуока
Праздник Нептуна
«Перекрестилась и поехала!»: как работают автолавки в Брянской области
Загадка 4038
Миру избивали, потому что отец погиб на СВО: Ростовская трагедия куда опаснее,
Движущая сила

