"особенности" рисования

топ 100 блогов nika_pavlenko228.11.2010 Говоря, что "наши ребята лишены стереотипов", я имею в виду общее понимание этого слова, а не термин в психологии.
В рисовании это проявляется следующим образом.
Если попросить их нарисовать собаку, большинство из них (как и все мы) выдаст некий сложившийся в сознании образ - привычный для автора, иногда сильно отличающийся от общепринятого, а иногда не очень, но важно не это. С этим образом можно делать разные вещи - попытаться добавить цвет, поговорить о наличии или отсутствии у собаки хвоста, усложнить или упростить форму, изменить количество конечностей, усилить или убрать контур, сделать более выразительным силуэт, добавить какие-то детали и так далее - но и это не главное - более того, я часто умышленно избегаю этих вещей, чтобы не испортить рисунка. Многое в получившейся картинке  зависит от того, насколько свободен автор при её воспроизведении на бумаге, велика ли дистанция между графическим воплощением и изначальным образом в голове рисующего, насколько хороша его координация движений в этот момент, но и это, опять-таки, второстепенно.
Мне важен и интересен сам этот образ.
Что это за собака? Если её изображение изо дня в день не меняется - для меня это вовсе не знак того, что у автора "нет развития", как часто говорят педагоги. В стократном прорисовывании собаки (у кого-то без ушей, у кого-то без глаз, у кого-то без шеи или хвоста, у кого-то с пятью, тремя лапами - или, наоборот, с четырьмя лапами, но огромным количеством тонких длинных пальцев) часто и формируется авторский стиль, вот он-то для меня очень дорог и значим. Даже если кто-то из наших учеников рисует "собаку из мультика", вряд ли вы сможете угадать, из какого именно :) Разве это плохо? Скажете - это оттого, что они "рисовать не умеют"? Можно и так сказать про некоторых ребят, хотя для меня это сомнительный вердикт. Но даже если и так - тогда почему часто рисуют собаку, "непохожую на собаку", именно те ученики, которые в других ситуациях отлично умеют "похоже срисовывать"?
Иногда они копируют сложнейшие картинки друг у  друга  - с точностью до миллиметра (я проверяла), с соблюдением пропорций, с таким же, как в оригинале, отступлением от краёв листа. Да ещё делают это в крайне неудобной позиции - вверх ногами, из альбома другого ученика, сидящего на противоположном краю стола, по диагонали (попробуйте повторить этот опыт - увидите, как это сложно, почти невозможно). Другое дело - неясно, для чего они с такой точностью копируют чужой, часто не очень удачный рисунок, но рисование вообще иррационально, да и не ко мне этот вопрос.
Теперь про ещё один так называемый "стереотип" и неудобство для педагогов рисования - про спонтанное закрашивание рисунка одним цветом. Часто художники-педагоги жалуются, что, мол, приходится держать ухо востро, чтоб "вовремя" забрать у ученика рисунок, потому что он же "не понимает", что портит свою работу. Например, тонкую, сложную и красивую графику  чёрным фломастером на белом листе, если не вмешаться, сам автор этой красотищи зачем-то норовит побыстрей полностью закрасить  в чёрный цвет. До самых краёв листа. Иногда и я не выдерживаю этого зрелища и забираю рисунок - даже если по мнению автора он "не закончен". А иногда думаю - не следует этого делать: ведь, если у человека есть потребность закрасить одним цветом весь лист - значит, ему нужно дать эту возможность. Часто я ощущаю подобную потребность в закрашивании вместе с ними, почти на физическом уровне. Бывает, что нельзя забирать у автора рисунок, кажущийся тебе по каким-то причинам удачным, отнимать для выставки или книжки, пока не "испортил". А вдруг для его мировоззрения этот однотонный лист на данном этапе - правильно, это как "чёрный квадрат". Тем более, что для многих этот лист - это единственное место, где они свободны. Может быть, авторы наших "Чёрных квадратов" пришли  к идее суперматизма более коротким путём, чем Малевич?
:) Тут я умолкну, потому что уже слышу полные сарказма возгласы психологов.
И некоторых художников, кстати.
Да, у меня нет медицинского образования.
Есть художественное и педагогическое, но они мало помогают...
Возможно, я запуталась. Свалила всё в одну кучу. Пытаюсь разобраться.

Не уверена ни в чём, просто размышляю.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Spain ,Granada Испания – горячая страна с интересной многоликой культурой, ...
Съездил мой брат тут на рыбалку. Недалеко, 1600 км. В Де-Кастри. И привез немного корюшки - кг 25 примерно. Пригласил на рыбку в субботу вечером:) Вот она, лапушка, ничего к ней не надо, никакого гарнира, разве что огурчик свежий... ...
Хосподи .. да когда же это закончится ... день сурка какой то ... ...
Оригинал взят у frau_kam в Ненавидеть и зависеть: неустойчивое равновесие Московские метро  - не только шедевр архитектуры и символ столицы. Это еще и аттракцион не для слабонервных . Толпа оттаявших после зимы, немытых, а подчас и ...
Минутка вопросов. Ув. друзья, читающие основной проект, иногда спрашивают: - Вы подчёркиваете важность маленьких общественных договоров с ближними и их соблюдения. А что делать с ближними, которые общественный договор со мной подписывают, все причитающиеся им авансы и бонусы получают, а ...