Особенности национального спора
sm_sergeev — 17.05.2011 Русские любят спорить, но редко умеют это делать. Они, как правило, не понимают самого искусства дискуссии, не чувствуют её эстетики, поэзии, которая всё-таки основана на некотором скепсисе в отношении существования абсолютной истины (именно скепсисе, а не отрицании, ибо в последнем случае спорить не интересно). Русский же обычно уверен, что всё именно так, как он думает, и даже возможности не допускает, даже пофантазировать не хочет, что может быть как-то иначе, и возражения себе воспринимает как покушение на ИСТИНУ, как оскорбление святыни, как кощунство. Поэтому он не наслаждается острой, тонизирующей атмосферой словесной дуэли, а хочет как можно скорее задавить оппонента, вбить его в землю, заставить его полностью отречься от своей позиции, жаждет услышать: "дяденька, прости засранца!", - вот тогда он почувствует "глубокое удовлетворение". В такой ситуации спор становится "бессмысленным и беспощадным", "не на жизнь, а на смерть", и закономерно вплотную подходит к мордобою, в ряде случаев легко и плавно в него перетекая. Ещё один вариант спора "а-ля рюсс" (а точнее, невозможности спора) - мрачно-снисходительное презрение со стороны познавшего всё и вся по отношению к осмеливающемуся возражать ему наивному дурачку: "Ну я тебя умоляю..." Между тем главная прелесть спора - не победа в нём, не уничтожение оппонента, а "сам процесс"; для тех, кто понимает, это - одно из "наслаждений жизни", которое хочется длить и длить (разумеется, если оппонент сильный). Были, конечно, у нас исключения типа А.С. Хомякова, но всё же преобладал (и преобладает) не спор, а ор ...
|
</> |