ОСОБЕННОСТЬ ЗАВТРАШНЕЙ ВСТРЕЧИ
rebrik — 27.04.2020Был у нас прихожанин, который постоянно на каждой исповеди, да в
беседах на церковном дворе вздыхал и, кивая в сторону недалеко
расположенного кладбища, повторял:
- Скоро домой.
Ему никто не возражал. Соглашались. Сочувственно и горестно
поддакивали и переводили разговор на иную тему. Оно и понятно,
далеко не каждый о собственной смерти рассуждать любит, разве
только старенькие, прожившие жизнь верующие, к подобным
рассуждениям спокойно относятся.
Так бы и остался наш мужичок со своим, не опровергнутым, минорным
утверждением, если бы не соседка его, годами помоложе. Услышав в
очередной раз философствование о неизбежном для каждого событии с
определенной вечной пропиской, она возмутилась:
— И чего это ты соседушка, все причитаешь, страдаешь и всех нас не
туда поселяешь?
— Чего это не туда? – возмутился прихожанин. – Там наш дом
будущий.
— Может, для тебя и дом, — тут же заявила женщина, — а для меня, да
и для них, — она обвила рукою вокруг собравшихся и с интересом
прислушивающихся к разговору прихожан, — вокзал!
Это простодушное народное богословие, четко и конкретно
подтверждающее, как евангельское «Всякий, живущий и верующий в
Меня, не умрет во век» (Ин.
11:26), так и все учение Православной Церкви о участи душ
верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных
суббот и в пасхальную Радоницу. Ведь в эти дни Церковь в
богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был
нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных
христианах.
Внутренняя вера в загробную жизнь и в то, что усопшие пребывают
рядом с нами, не обязательно появляется только со знанием
православных истин. Она практически у всех всегда присутствует.
Посмотрите на контингент (уж, простите за определение), стоящий со
свечами на панихиде, да и на погребениях. Многие из них никогда не
были под священнической епитрахилью и вряд ли правильно прочитают
даже «Отче наш».
Но ведь они пришли! Спрашивают, как свечу держать и когда ее
зажигать. Неловко крестятся и очень боятся сделать что-то «не
так».
Это далеко не «стадный рефлекс», не пресловутое «так положено», а
внутренняя, пусть и не осознанная вера в будущую, неизвестную,
оттого и страшную, новую жизнь.
Отчего столь много всяческих суеверий, примет и откровенных
глупостей, связанных со смертью? Да все оттого же: хочется в веке
следующем, после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и
счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в
земных категориях и определениях. Даже в песнопении заупокойном
просьба определить нашу душу там, где: «идеже несть болезнь, печаль
и воздыхание».
Правда, один из моих давних знакомых, до своего реального
воцерковления, пропел мне данный кондак немного по иному: «там, где
нет, болезней, печалей и воздержания», но все же самостоятельно
понял, что, что-то тут не «сходится» и мое замечание насчет
«воздержания» принял правильно.
В поминальные дни в храмах всегда многолюдно. И если внимательно
всмотреться в присутствующих, то не трагичны лица. Не убитые горем
взгляды, а слезы не от неудержимой тоски. Иное явственно видно и
реально происходит: радость встречи, радость общения. Поэтому не
удивительно, когда слышишь: «Постояла, помолилась на поминальной,
как поговорила со всеми».
Никуда не делись наши усопшие родные и близкие. Если бы исчезали
умершие в какой-то астрономической дыре, если бы мы практически не
ощущали, что молитва нас с ними соединяет, то давно бы в лету
канули все наши поминальные богослужения.
Без объяснений и доказательств это прекрасно понимается. Поэтому
вновь и вновь, каждый год, идем перед Пасхой на кладбище могилки
поправлять, а на Радоницу ушедших родных и близких поминать. Другой
вариант собственной земной жизни даже не представляется.
Праздник Радоницы – это еще и день радости новому рождению своих
родных в другой, вечной жизни. Победа над смертью и воскресение
Христа вытесняют мысли о печали и временной разлуке. Стенания,
громкий плач с причитаниями никак не уместны у могил тех, кого
любили и без кого жизнь не представляли.
Сегодня от нас усопшие иного ждут - нашего радостного и искреннего
«Христос Воскресе!», и если со всей душой и разумом с ними именно
так поздороваетесь, то в сердце обязательно услышите ответ:
«Воистину Воскресе!»
Так что очень верно наша прихожанка сказала:
- Кладбище – вокзал.
Заехал, отчитался, и дальше, вслед за Христом.
Где продаются билеты, вы сами знаете…