Оружие на пол, всем лежать мордой в пол

топ 100 блогов maxho09.01.2021

  • Электроход «Платформа-О» – главный провал российского военного автомобилестроения © КамАЗ-7850 на «Армии–2018». Источник: naukatechnika.com МЗКТ на замену Ситуацию, когда стратегически важная технология производства колесных платформ для ракетного щита России находится в руках зарубежного государства, иначе как возмутительной назвать нельзя. Дело при этом не ограничивается только техникой для РВСН. Комплексы ПВО С-400, «Бук-2М», тяжелые системы залпового огня «Смерч», тактические ракетные системы «Искандер-М», «Бал» и «Бастион» зависят от поставок техники от Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Наблюдая неспокойную ситуацию в республике Белоруссии, есть все основания полагать, что поставки стратегически важной техники могут прекратиться. Весь абсурд ситуации отлично понимали в военном ведомстве с самого распада Советского Союза. Однако только к концу 2000-х годов сподобились сформулировать тактико-техническое задание на тяжелую колесную платформу и найти финансирование. Требования к будущей машине, призванной заменить продукцию МЗКТ, формулировались в профильном 21-м НИИ Министерства обороны в 2007 году. Кому поручить разработку столь важной для родины техники? Шестиосный КамАЗ-78509. Источник: glav.su Здравый смысл подсказывает, что логичнее было предложить это недавнему дублеру Минского автомобильного завода КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей имени Д.М. Карбышева). Но на момент объявления конкурса уникальное для России предприятие уже дышало на ладан. И в 2011 году бесславно закрылось в связи банкротством. Специалисты в области отечественной военной автомобильной техники наверняка назовут еще и Брянский автомобильный завод (БАЗ), перепрофилированный еще в советское время для сборки многоосных ЗИЛов. На предприятии и специалисты с опытом имеются, и соответствующая производственная база готова. Однако БАЗ по непонятным причинам не оказался среди победителей конкурса. Есть мнение, что брянское предприятие отмели из-за статуса частной собственности – в конце 2000-х годов у государства не было акций этого завода. Забегая вперед, укажем, что с 2015 года БАЗ вошел в состав холдинга «Алмаз-Антей».


  • И занят сейчас поставкой многоосных шасси для комплекса С-350 «Витязь». Есть надежда, что хотя бы отечественная ПВО избавится от импортной зависимости. Ракетоносец КамАЗ-7850 демонстрирует возможности всеколесного управления. Источник: bastion-karpenko.ru Но вернемся к тендеру 2008 года на научно-исследовательские работы под шифром «Платформа», в котором победил… КамАЗ. Автомобильный завод в Набережных Челнах никогда не занимался ничем подобным и вдруг стал головным разработчиком сложнейшей тяжелой многоколесной техники. При всем уважении к заслуженному предприятию, но КамАЗ никогда не разрабатывал машины с нуля. Серию грузовиков, вставших на конвейер в 70-х годах, разработали в Москве на ЗиЛе вместе с дизельными двигателями. Вся основная конструкторская деятельность заводчан заключалась в адаптации сторонних агрегатов в единое целое. Нередко получалось очень неплохо. Так было и в случае с прославленной дакаровской командой «КамАЗ-Мастер».

    И в случае с броневиками «Тайфун», «Торнадо» и «Выстрел». В этом ничего криминального нет. И такая практика отлично себя зарекомендовала в гражданской технике. Но когда государство требует с нуля создать сложнейшую технику, агрегатов для которой в России вообще нет, то риски для победителя конкурса слишком высоки. Рождение «СуперКамАЗа» Какой главный показатель буксующего оборонного проекта в России? О нем не рассказывают во всем известной передаче «Военная приемка». От телеканала «Звезда» мы во всех тонкостях узнали о замечательных достоинствах платформы «Армата». Но не было там ни слова о проблемах с мотором, трансмиссией и прицельным комплексом. Такова специфика пропагандистской передачи «Военная приемка». А вот о машинах проекта «Платформа» пока нет ни одной популярной телепередачи, хотя первые прототипы появились еще в 2017 году. На «Армии-2018» огромный шестнадцатиколесный ракетовоз КамАЗ-7850 удивил зрителей способностью перемещаться, словно краб, и разворачиваться буквально на пятачке. Во время смотра даже объявили, что стратегические ракеты «Ярс» теперь будут базироваться исключительно на шасси отечественного производства. В дальнейшем не появились машины, получившие в ходе конструкторских работ имя «Платформа-0», и на Параде Победы ни в 2019, ни в юбилейном 2020 году.

    Только скромно прокатились на параде в родных Набережных Челнах в 2017 году. Причина такой скромности очень проста – хвастаться разработчикам пока нечем. Что же пошло не так? Первоначальная концепция «Платформы-О». Источник: bastion-karpenko.ru В 2008–2009 годах Министерство обороны поставило перед КамАЗом сложную задачу создания семейства тяжелых колесных платформ 8х8, 12х12 и 16х16 грузоподъемностью 25, 50 и 85 тонн. Кроме этого, в планах были седельный и балластный тягачи 8х8, способные буксировать технику массой до 165 тонн, а также авиатехнику на аэродромах до 400 тонн. Идея отличная. И в случае успеха «суперКамАзы» навсегда избавили бы Россию от минской зависимости, да еще и на внешние рынки бы вышли с уникальной техникой.

    Непонятно только, зачем создавать внутреннюю конкуренцию с отечественными БАЗами? В частности, с тягачами БАЗ-69099 (12х12) БАЗ-690902 (8х8)? Очередное повторение ошибки со сходными по ТТХ внедорожными «КамАЗами» и «Уралами»? Опытный образец транспортно-установочного агрегата 15Т528 на 4-осном шасси семейства «Платформа-О». Источник: gruzovikpress.ru Модульные унифицированные агрегаты электротрансмиссии и подвески. Источник: gruzovikpress.ru Учитывая отсутствие наработок по тяжелым многоосным колесным шасси, в 21-м НИИ Министерства обороны предложили камазовцам создать машины сразу шестого поколения. (К слову, даже в МЗКТ пока только задумываются о пятом поколении. Последние ракетоносцы МЗКТ-79221 относятся лишь к четвертому). В связи с этим финансирование темы «Платформы» было очень щедрым – по некоторым данным на проект потратили львиную долю денег, предназначенных на разработку военной автомобильной техники на долгие годы вперед. Нарастающее отставание многоцелевых тактических грузовиков российской армии (КамАЗы и «Уралы») от мировых лидеров во многом случилось из-за щедрого финансирования «Платформы-О».

    В общей сложности, затраты на разработку и производство машин перспективного семейства оцениваются в 10 млрд рублей (источник – издание «Военно-промышленный курьер», автор – Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога»). При этом нет даже завода для стапельной сборки таких масштабных машин – производственные площади КамАЗа и дочернего Ремдизеля не подходят. КамАЗ-78509 с колесной формулой 12х12. Источник: vpk.name Небольшое лирическое отступление. В 2015 году прорабатывалась возможность покупки белорусского МЗКТ у правительства страны. Тогда Лукашенко в свойственной ему манере произнес на камеру: «Если три миллиарда долларов положат, будем рассматривать вопрос». Тогда денег в России не нашли. Очевидно, были заняты переводом БАЗа под крыло «Алмаза-Антея». Сумма, затребованная Минском, показалась чрезмерно завышенной, и многие в ВПК посчитали, что в России самостоятельно справятся с подобными задачами и за 2 млрд долларов. Прошло пять лет. Но признаков успешных опытно-конструкторских работ пока нет. Электроход шестого поколения Для соответствия мифическому шестому поколению колесных тягачей требовалось что-то новенькое. «Платформе-О» выбрали концепцию тяжелого электрохода. При этом нигде в мире такая техника до этого момента не строилась на базе подобных решений. Среди гражданских конструкций приходит на ум, прежде всего, карьерные самосвалы из белорусского Жодино. Камазовские супермашины должны были оснащаться дизельным мотором, генератором и моторами в ступицах колес. В теории это очень выгодно – нет необходимости в гидротрансформаторе, коробке перемены передач, раздаточных коробках, дифференциалах и карданных валах.

    В итоге трансмиссия заметно облегчается, высвобождая место в конструкции под дополнительную полезную нагрузку. Электродвигатели выходят на максимальную мощность практически моментально при подаче напряжения – это немаловажный бонус всех электроходов. Важным для «Платформы-О» стала реализация модульности проектирования и производства. Из мотор-колес в теории можно собрать как двухосный вездеход, так и 20-осную сороконожку. Главное – подобрать соответствующий мотор и генератор. Одной из причин перехода на электротрансмиссию стало отсутствие в России гидротрансформаторов собственного производства – компетенции в разработках подобной техники, похоже, утеряны навсегда. Военным остается только закупать (лицензионные и не очень) копии американских Allison в Китае.

    Индивидуальные моторы в ступицах «Платформы-О» позволяют управлять вращением каждого из 16 колес шасси, выборочно притормаживать или разгонять. Революционно выглядит и возможность поворачивать все мотор-колеса в фазу и в противофазу с остальными – это так называемое всеколесное рулевое управление. У гигантов появляется способность перемещаться, словно краб, по диагонали, а также разворачиваться в стесненных условиях.

    Подобные фокусы может демонстрировать четырехосный армейский самоходный кран Liebherr G-LTM, принятый на службу в бундесвер в 2017 году. Источник: bastion-karpenko.ru Ряд авторов указывает на способность шасси тормозить по принципу рекуперации, то есть генерировать электроэнергию при замедлении. Это не самая насущная для ракетоносца функция, требующая установки в ступицах сложных мотор-генераторов, а также монтажа литийионных батарей или конденсаторов для накопления энергии рекуперативного торможения. Во-первых, подобные аккумуляторы в России не производятся. А во-вторых, это пожароопасные агрегаты, способные вспыхнуть от одной вражеской пули. Горящие литийионные батареи потушить будет очень непросто. Ракетовоз с американским сердцем Среди открытых для широкой печати требований к перспективной «Платформе-О» была средняя скорость по грунту – 40 км/ч, по шоссе – 60 км/ч (у МЗКТ-79221 – 40 км/ч), а также наибольший угол преодолеваемого препятствия – 30 градусов (против 10 у минских ракетовозов). Запас хода у новинки должен был быть не менее 1200 км и общий ресурс работы до капремонта – 200 тыс. км. Глубина преодолеваемого брода – не менее 1,8 м. Предполагалась возможность колесной машины с независимой подвеской изменять клиренс в пределах 400 мм.

    Электрическая трансмиссия очень хороша в исполнении для тяжелой мирной техники. Для военных нужд придется преодолевать массу технологических препятствий. Высоковольтная трансмиссионная электрика требует тщательнейшей и трудновыполнимой изоляции для преодоления бродов. Возможно, поэтому первые экземпляры машин семейства «Платформа-О» готовы только для 1,3 метра воды. Перепады температуры и эксплуатация в условиях арктического климата неизбежно приведут к образованию конденсата на узлах электротрансмиссии со всеми вытекающими последствиями. Устойчивость к подрывам на минах у электротрансмиссии хуже некуда – взрывная волна и осколочное поле перебивает высоковольтные провода (до 900 В), что грозит остановкой всего ракетовоза. Испытания мотор-колес показали низкую живучесть при обстреле даже стрелковым оружием. Многофункциональная платформа и седельный тягач семейства «Платформа-О». Источник: bastion-karpenko.ru К 2013 году (после пяти лет конструкторских работ) были предоставлены несколько опытных машин – ракетовоз КамАЗ-7850 (16х16), шасси КамАЗ-78509 (12х12), седельный тягач КАМАЗ-78504 (8х8) и балластный тягач КАМАЗ-78508 (8х8). Данную технику военное ведомство не приняло.

    И камазовцам пришлось перерабатывать прототипы еще в течение 4–5 лет. В итоге получилось парадоксальное семейство машин. Установили американский двигатель Detroit Diesel мощностью 918 л. с. – для реализации требуемых технических характеристик в России так и не нашелся подходящий дизель. Возможно, сыграли роль и 15 % акций КамАЗа, принадлежащие немецкому концерну Daimler AG, который, в свою очередь, владеет штатовским Detroit Diesel. Как вариант рассматривается установка германского мотора MTU R1238K40-1822. Натовские поставщики – партнеры отечественного РВСН? Как утверждает Александр Привалов из «Автомобильного каталога», в качестве основного генератора была выбрана экзотическая вентильно-индукторная машина с независимой обмоткой возбуждения. В итоге получилась очень шумная установка (до 100 децибел), ни при каких условиях не согласующаяся с ТТЗ. С мотор-колесами также случилась неувязка. Военные из 21-го НИИ требовали, чтобы масса не превышала 60 кг. Но в итоге камазовцы предоставили 300-килограммовые прототипы. В общей сложности, для 16-колесного КамАЗ-7850 собирается лишних четыре тонны массы. Однако на опытных экземплярах ракетоносцев моторы в ступицах оказалась даже тяжелее 300 кг. А сам ракетоносец в снаряженном состоянии тянет на 40 тонн при планируемых 20 тоннах! Очевидно, с таким перевесом ни о какой транспортировке «Ярс» речи идти не может. С младшим братом 16-колесного КамАЗ-7850 шестиосным КамАЗ-78509 сравнили аналогичный белорусский МЗКТ-79291. Итоги обескуражили – масса электрохода оказалась выше на 10 тонн, а грузоподъемность меньше на столько же. В теории опять же все должно было быть наоборот.

    С 2019 года на вооружении российской армии (точнее, в опытной эксплуатации) сейчас 5 ракетоносцев Камаз-7950. Больше закупать не планируется, так как машины сложные, ненадежные, укомплектованные иностранными агрегатами и чрезвычайно дорогие. На боевое дежурство машины с ракетами «Ярс» не выходят, а играют малозначительную роль вспомогательных шасси. Два года назад на КамАЗе решили все же перезапустить мертворожденную «Платформу-О». И в кооперации с другими автопроизводителями (в частности, с БАЗом) создать, наконец, работоспособный российский ракетоносец.

    По некоторым данным, от мотор-колес решено было отказаться в пользу схемы мотор-ось, в которой гораздо проще изолировать электродвигатели от влаги, осколков и пуль. На производство новые машины планируется вывести не раньше, чем к середине текущего десятилетия.

    Учитывая объем работ, верится в это с трудом.


  • Самый древний огнестрел: с чего всё начиналось?! © Китайский конный воин 1276 года на фоне Великой китайской стены (а), вооружённый «огненным копьём» – лиа хуа чанг (б). Такое оружие широко использовалось династиями Сун (1117-1279) и Мин (1368-1644) Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надёжно ввинченный кремень Взведён ещё. А. С. Пушкин. Евгений Онегин История огнестрельного оружия. Не так давно на ВО появлялась статья про «греческий огонь», и регулярно появляются материалы по истории огнестрельного оружия. Но… а с чего всё начиналось-то? Вот вопрос, который что-то не очень хорошо у нас освещался, а между тем именно от него, как от печки, и следует всем нам «танцевать». Почему именно так, а не иначе, какие направления развития огнестрела нам задало прошлое, а какие появились уже позднее – словом, всё-всё о нём и с самого начала. Об этом и пойдёт наш рассказ, которому будет посвящено нескольких статей. Итак, начнём мы с вопроса о порохе, ведь без него огнестрельное оружие попросту невозможно. Но тут мы вступаем на зыбкую почву домыслов и предположений, потому что откуда он взялся, точно не знает никто. Например, британский оружейный магнат В.


  • Гринер в своё время написал книгу «Ружьё» и там привёл отрывок из древнеиндийского закона о том, что полководец на войне не должен использовать подлые приёмы, будь то отравленные стрелы, а также огнебойные орудия. По его мнению, «огнебойные орудия» это как раз и было огнестрельное оружие. А раз так, то… порох, мол, изобрели в Индии.

    Дело в том, что там есть районы, где залежи селитры выходят на поверхность. Специфические свойства этого вещества могли обратить на себя внимание древних – вот, мол, они и сделали на основе селитры порох. Но точно так же с селитрой обстоит дело и в Китае. Недаром арабы называли её «китайской солью». Известно, что арабы знали смесь из 60 частей селитры и 20 частей серы и угля. По сути дела, такая смесь и есть порох, который арабами применялся уже в 690 году во время осады Мекки. Однако многие считают, что не они эту смесь придумали изначально, а позаимствовали опять же у китайцев. Те, кстати говоря, внесли значительный вклад в развитие порохового оружия, хотя и использовали саму селитряную смесь скорее как топливо для примитивных ракет, а не как взрывчатое и метательное вещество. Так, в 682 году алхимик Сунь Сы-мяо описал, как путём соединения селитры и серы с растительным углём получить интенсивно горящий состав. Алхимики Чинь Хуа-дуна и Цин Сюй-цзы где-то в 808 году или около того также написали о том, что из серы, селитры, и растёртого в порошок растения кокорника можно получить горючий состав, своими пропорциями очень похожий на порох. Затем в 904 годом Чжен Фан использует некий «летающий огонь», чтобы поджечь ворота крепости Юйчхан, но там, скорее всего, пороховые снаряды, выстреливались из обычных метательных машин. В 969 году Юи Фан, а в 970 году Фэн Цзи-шен предлагают «огненные стрелы» хо цзянь, имевшие трубки с порохом, которые при выстреле поджигались фитилём и давали этим стрелам дополнительное ускорение. Китайские ракетчики династии Мин. Ракетомётная пусковая установка для стрельбы «огненными стрелами», 1450 г. (1); стрелок с ракетным контейнером (2). Рисунок современного художника по древнекитайским миниатюрам В дальнейшем дело дошло и до использования взрывчатой силы пороха. Так, 15 октября 1000 года офицер императорской гвардии Тан Фу предложил для испытания снаряд цзи ли хо цю («огневой шар с колючкой») – видимо, шар из пороховой мякоти, с оболочкой из металлических колючек, разлетавшихся при взрыве во все стороны. Можно считать, что это был первый в мире осколочно-фугасно-зажигательный снаряд, хотя информация о нём очень скудна. 15 сентября 1132 года Чэнь Туй, оборонявший китайскую крепость Дзань, применил оружие хо цян – «бамбуковые огненные трубы», способные метать огонь. Огнемётные трубы Чэн Гуя можно считать предшественниками ствольного огнестрельного оружия, хотя вопрос о том, что именно они метали кроме огня, остаётся открытым. Так или иначе это приводило неподготовленного противника в ужас. А вот ракеты китайцы уже применяли в 1232 году, обороняя Пекин, а в городе Лоянге с помощью катапульт бросали в монгольских воинов железные сосуды с порохом. Соответственно в 1258 году монголы такое же оружие использовали при осаде Багдада, а в 1259 году, обороняя Шаучуня, китайцы из бамбуковой трубы с помощью пороха выбрасывали некие предметы под названием зыкэ. То есть речь может идти о чём-то вроде пушки, но только пока что ещё деревянной! Миниатюра из манускрипта Вальтера де Милимета. Британская библиотека Однако сегодня не известно главное – кто, когда, и где придумал ствол из металла. А что известно? Известно, что в манускрипте Вальтера де Милимета (или Уолтера Милиметского – это уж кому как понравится - прим. автора), который представляет собой нечто вроде детской энциклопедии для юного короля Англии Эдуарда III, можно увидеть изображение древнейшего европейского «огнебойного» орудия. Это «орудие» напоминает кувшин и явно изготовлено из бронзы.

    Лежит оно на некоем подобии козел, направлено в ворота замка, и из него торчит оперённая стрела. Стоящий позади него рыцарь, а это именно рыцарь, поскольку он одет в сюрко и носит гербовые айлеты на плечах, подносит к запальному отверстию фитиль. Написан этот манускрипт был между 1326 и 1330 гг. То есть очевидно, что нечто подобное тогда уже существовало! А вот реконструкция этого «орудия» из Королевского арсенала в Лидсе В 1861 году в Швеции неподалёку от деревни Лосхульт нашли бронзовый стволик колбообразной формы и длиной в 30 см.

    На сегодня этот артефакт считается самым древним дошедшим до нас образцом ствольного огнестрельного оружия. Правда, непонятно, как им пользовались и на чём закрепляли, но то, что из «этого» стреляли – несомненно! Также в Швеции был найден и ещё один совершенно уникальный артефакт. Это шестигранный стволик из бронзы – настоящее произведение литейного искусства, причём непонятно зачем украшенный мужской бородатой головой.

    Время изготовления – вторая половина XIV в. Надевался этот стволик задним концом на деревянную «палку», которую, скорее всего, при стрельбе зажимали под мышкой. Интересно, что запальное отверстие в форме конуса расположено на нём сверху, имеет бортик, но почему-то находится перед головой, а не позади неё, что было бы, безусловно, более логично. Крюк, которым подобного рода оружие цеплялось за стенку, отлит заодно со стволом, прямо под головой. Вот этот стволик из Исторического музея в Копенгагене Подобного вида оружие с крюками на стволе получило название гаковниц (от слова «гак» - «крюк»). Само же название ствола в разных странах имеет разное происхождение.

    В Англии ствол называется barrel, что также означает «бочка», а вот в таких языках, как итальянский, французский и испанский, слово «ствол» произошло от слова «трубка». Чешское слово «пиштала» означает «дудка», и вот от него-то в славяноязычных странах и укоренилось слово пищаль. Интересно, что в той же Италии короткие стволики для ручного огнестрельного оружия получили название бомбарделлы, то есть их называли уменьшительным образом «пушечками», указывая тем самым на их малые размеры в отличие от массивных бомбард - «больших пушек». Что, впрочем, совсем неудивительно, поскольку длина многих таких стволов была всего 25-35 см. Возможно, вот так применялись подобные бронзовые стволы… Рис. Т. В. Канивец Тем не менее уже тогда наблюдалось постепенное увеличение длины ствола. Например, известен ствол так называемой «пушки из Танненберга», который был найден при раскопках замка Танненберг, разрушенного ещё в 1399 году. То есть этот ствол не мог быть сделан позднее этой даты, а вот ранее – сколько угодно. Этот ствол так же изготовлен из бронзы. Он литой и имеет длину 80 см, а калибр порядка 14,5-мм. Ствол восьмигранный, запальное отверстие сверху, и очень необычно устроена пороховая камора: на выходе из неё имеется сужение, дальше которого снаряд внутрь не проходит. Вот этот ствол. Германский национальный исторический музей, Нюрнберг Одной из очень серьёзных проблем тогдашнего порохового оружия являлась специфическая консистенция самого пороха, имевшего вид чёрного и очень липкого порошка.

    Такой порох был гигроскопичен, при насыпании в ствол прилипал к его стенкам, но самое главное – его было трудно поджигать в замкнутом пространстве, хотя это и кажется удивительным. Однако дело в том, что в стволе тогдашних пороховых орудий порох уплотнялся, доступа кислорода к заряду не было, и заставить гореть зёрна угля, чтобы от нагревания селитра начала бы выделять кислород, было трудно. Часто бывало так, что такой порох в запальном отверстии сгорал, а вот в стволе поджечь его не удавалось. Выход был найден в использовании раскалённого металлического прутка, который вставлялся в запальное отверстие. Кстати, именно поэтому-то его сначала и делали сверху… Но подобная «система зажигания» была неудобна, так как требовала жаровни с углями, которую надо было носить за стрелком.

    Здесь мы видим различные образцы ручного порохового оружия XIV в.: 1 – литая «стреляющая кружка», скорее всего, такое оружие можно было использовать в крепостях – стрелять из-за угла по своим же разрушенным воротам, через которые лез неприятель; 2 – «вектор многоствольности и многозарядности» имел место уже тогда: перед нами стрелок с четырёхствольной стреляющей палицей, рядом с ним лежат на выбор ещё две таких же (13, 14) и нечто впечатляюще многоствольное (12) – достоинством такого оружия было то, что, отстреляв все заряды, им можно было с успехом бить врага по голове; 3 – стрелок с павезой; 4, 10 – железный кованый ствол на деревянном древке или прикреплённый к железному прутку – вот и всё оружие; 5, 7, 9 – стрелки с гаковницами; 6 – стрелок со стволиком малой длины; 8 – простейший механизм воспламенения S-образной формы; 11 – гаковница-коса: пострелял и рубишь ею врага врукопашную; 15 – ещё один образец гибридного оружия – ружьё-топор. Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. СРЕДНИЕ ВЕКА. VIII-XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.63 Поэтому очень скоро порох начали зернить. Во всяком случае, известно, что в 1421 году в чешском городе Знаймо его уже зернили. Теперь между отдельными пороховыми зёрнами находился воздух, и они вспыхивали значительно быстрее и сгорали с большей отдачей. Теперь уже можно было поджигать его не раскалённым прутом, а медленно тлеющим фитилём, что оказалось намного удобнее. 1 – устройство ствола «таннебергской пушки» 1399 г.; 2 – вертикальный запал с углублением; 3 – запал иного типа, боковой, с «лоханкой» для пороха; 4 – второй тип серпентина (первый см. на предыдущей иллюстрации), применявшийся в середине XV в.; 5 – третий тип серпентина с пластиной, закрывающей запальное отверстие от ветра и дождя, вторая половина XV в.; 6 – четвёртый тип серпентина (Германия) с пружинным спуском, «лоханкой» для пороха и пластиной, закрывающей её от ветра и дождя – изготовлен в 1475 г., совершенно новый революционный тип оружия для этой эпохи; 7 – конный кулевринер, около 1470 г. – это примитивное орудие, называвшееся петриналь или пуатриналь, использовалось наравне с серпентинами до начала XVI в; 7а – деталь крепления орудия, стрелявший должен был вставить чеку для смягчения отдачи; 8 – в середине XV в.

    отсутствующий запал возмещали тем, что к стрелку «колинеатору» (пороховщику) приставляли второго воина – «инцендиатора» (запальника); 9 – ручная пушка конца XV в.: некоторые орудия слишком мощные и слишком тяжёлые, чтобы стрелять с плеча, использовались таким образом – эти орудия ошибочно считают идентичными орудиям на деревянной подставке, относящимся к этой же эпохе; 10 – итальянский наёмник (мерсенарий) на службе у французского короля, конец XV в.: он вооружён «огнестрельным многозарядным копьём» (эспиньоль), выпускавшим несколько ядер одно за другим; 10а – вид в разрезе: по сути это прообраз пулемёта, правда, начав стрелять, остановиться этот «пулемёт» уже не мог, но вооружённый им человек мог нанести толпе противников просто страшное опустошение! Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. СРЕДНИЕ ВЕКА. VIII-XV века: Доспехи и вооружение. Крепости и осадные машины. Рыцарские турниры и гербы. М.: Астрель, 2002, С.65 Насколько такое оружие было эффективным, говорят испытания, проведённые в 30-х годах прошлого века в Швеции в Стокгольме. Тестировалась копия старинного ручного ствола длиной 200 мм и калибром 23-мм. Свинцовая пуля имела вес 52 грамма, порох был изготовлен по рецепту 1380 года из шести частей селитры, одной серы и одной угля.

    При стрельбе эта пуля на расстоянии 28 метров пробила доску толщиной 5 см, а на расстоянии 46 м – 2,54 см, то есть в один дюйм. Естественно, ни одна кольчуга и ни один панцирь не защитили бы на этих расстояниях владельцев этих доспехов, попади в них такая вот пуля! Ну а вот такое пушечное ядро могло и вовсе убить даже не одного, а сразу несколько воинов в толпе.

    Нашлось такое ядро при раскопках на территории крепости Пенза, то есть попало оно сюда не раньше 1653 года. Пензенский музей русской армии P.S. Автор и администрация сайта от всей души благодарят Сару Диксон, отдел коммуникаций Исторического музея в Копенгагене, за оказание содействия в получении иллюстративного и информационного материала для этой статьи. Продолжение следует…


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ФИНАЛА "ЕВРОВИДЕНИЕ-2010" в 23 часа по Москве по каналу Россия 1 1. Петр Налич успешно выступил в первом полуфинале "Евровидения-2010" Евровидение-2010. 1-ый полуфинал. Россия Петр Налич - Lost and forgotten. Evrovision-2010. 1 Semifinal. Russia. Petr Nalich - Lost and ...
Добрался до обработки фотографий. В Бусан, в этот раз, опять не поехали. Решили, что времени мало, торопиться не хотелось, так что решили отложить. Вместо этого поехали в Сувон, который гораздо ближе и который мы неспешно и со смаком исследовали в течение целого дня. Первое, что мы ...
...
Шэрон Стоун во вторник на премьере фильма "За канделябрами" на Каннском кинофестивале. ...
В последнее время в наших СМИ много говорят о высоких ценах на квартиры, сравнивают с положением в других странах и требуют снизить цены на жильё. 1)На сколько ВАМ уважаемые Аll кажется реальным, что цены на жильё здесь таки упадут, на сколько на ...