Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях

топ 100 блогов vova_modelist18.04.2014 На прошлой неделе меня попросили немного описать организацию борьбы за живучесть (Damage Control) в Американском флоте, так что постараюсь тут это сделать.

Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях

Как говорят в Американском флоте - борьбы за живучесть это обязанность всего экипажа. Так и есть на самом деле, практически все в течении первого года службы проходят различные классы по тушению пожаров и БЗЖ, так что каждый американский моряк является пожарником (и кстати многие после службы идут в пожарники). Кроме общего образования на эту тему, различные специальности проходят более глубокую подготовку, так например все кто служит в авиационной БЧ (от офицеров до рядовых) проходят обучение по тушению авиа-пожаров, а инженерная БЧ по тушению пожаров в машинном отделении и борьбе с затоплением корабля. Кроме обучения всех матросов, во флоте есть специальная профессия - Damage Controlman (Специалист по БЗЖ) - это специально подготовленные люди которые управляют борьбой за живучесть корабля.

Организация БЗЖ

Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях

Этот рисунок показывает организационную диаграмму ответственности за БЗЖ на корабле, по порядку:
Damage Control Officer - Обычно совмещается с главным инженером на корабле, отвечает за подготовку корабля к борьбе за живучесть
Damage Control Assistant - Офицер который отвечает непосредственно за борьбу за живучесть на корабле, он берет на себя командование над БЗЖ и дает команды что именно делать в той или иной ситуации. Так же является командиром Damage Control Division.
Damage Control Training Team - сборная команда различных офицеров и старших старшин из различных БЧ корабля которая отвечает за обучение БЗЖ. Они смотрят на учебные тревоги (и настоящие инциденты), а потом проводят разбор полетов и говорят кто что сделал правильно или нет.
Damage Control Petty Officer - в каждом дивизионе есть отдельный старшина прошедший специальные классы который отвечает за подготовку дивизиона к БЗЖ
Gas Free Engineer - Специально обученный старшина который проверяет качество воздуха в помещении.
Damage Control Chief/Damage Control Division - дивизион специально обученный БЗЖ, персонал которого командует различными командами по БЗЖ, так-же ответственные за поддерживание шкафов по БЗЖ в рабочем порядке.
Damage Control Central - место откуда ведется борьба за живучесть корабля.
Fire Marshall - пожарный инспектор корабля

Damage Control Central

Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях
Фотография Damage Control Central на УДК. Обратите внимание что связь идет через Sound Powered Phone - без-электрическая телефонная система. Так что при полной потери электричества она все равно будет работать. В желтых кепках это Damage Control Training Team, то есть те кто потом будет ставить оценки за учение.

Damage Control Locker

Непосредственно борьба за живучесть корабля ведется из помещений которые называются Damage Control Locker (Шкаф БЗЖ). В этом помещении хранится все обмундирование по БЗЖ - пожарные костюмы, дыхательные аппараты, то что нужно для ремонта электрических проводов, труб и заделки пробоин. Каждый DC Locker отвечает за свою часть корабля. Там-же находится центр по командованию БЗЖ той части корабля. В случае выход из строя DCC, любой Locker может принять на себя командование БЗЖ всего корабля.

На авианосце их 8 штук (название - зона ответственности):
Repair 1 - Главная палуба
Repair 2 - Нос корабля
Repair 3 - Корма корабля
Repair 4 - Середина корабля
Repair 5 - Инженерные помещения
Repair 6 - Вооружение
Repair 7 - Надстройки
Repair 8 - Электроника

На любом корабле будут как минимум Repair 2,3 и 5 (на авианесущих кораблях у авиа БЧ есть еще свои пожарники которые называются Crash & Rescue). К каждому из них приписана Repair Party . Командует ей обычно старшина из Damage Control Division, так-же в ней находятся отдельные матросы из того-же дивизиона, но большинство народа туда приписано из различных БЧ корабля. Обычно у каждой БЧ есть квота которую они должны поставить к определенным Repair Party. В случае боевой или учебной тревоги те матросы идут туда. Обычно туда в основном приписаны различные БЧ у которых нет постов нужных для боя (повара, клерки, и так далее). От нашей авиа БЧ туда были приписаны буквально пара человек.

Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях
Damage Control Locker выглядит примерно вот так.

В случае пожара или пробоины в море эти команды будут отвечать за организацию устранения их. Если пожар небольшой то потушат сами, а если большой то там уже участие в тушении пожаров принимает весь свободный экипаж. В порту на корабле находится вахта, в которой практически все кто в ней состоят каким-то образом участвуют в Repair Party. Это потому-что в порту в США на вахте обычно находится 1/6 экипажа, что не очень много (для нашего УДК из экипажа в 900 человек, получалось что на вахте было менее 150 человек, что для большого корабля совсем не много).

Экипировка

Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях
На фото видна стандартная пожарная экипировка Repair Party - полноценные пожарные костюмы, кислородные баллоны (SCBA) и так далее, желтый аппарат в руках у ближнего матроса это инфракрасная камера для поиска очагов пожара в задымленном помещении. Кислородных баллонов хватает примерно на 30 минут.

У обычных матросов экипировка попроще
Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях
По верх формы одевается Flash Gear (перчатки и капюшон из (теоретически) не горящей материи) и пожарный шлем (если есть), а на грудь вешается OBA (Oxygen Breathing Apparatus) - кислородный аппарат который работает на химических баллонах. Это такие небольшие плоские контейнеры (то что на фото подписано "С-1") которые закрыты герметично, и как только мембрана сверху протыкается они начинаю производить кислород. Их хватает примерно на 15 минут (на OBA для этого есть механический таймер, который ставится обычно на 12 минут и он начинает звонить как будильник, что значит что у тебя есть 3 минуты на то что бы попасть на свежий воздух). Шкафы с ними расположены по всему кораблю, так что при надобности до них всегда недалеко.

Кроме этого в каждом помещении есть много EEBD - Emergency Egress Breathing Device - грубо говоря целлофановый мешок с приделанным к нему генератором кислорода, который одевается на голову и дает 15 минут кислорода что-бы матрос смог попасть на свежий воздух
Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях

Борьба с затоплением

Это я особо описывать не буду ибо этому меня не учили - этим занималась инженерная БЧ, но скажу что на корабле есть три основных статуса водонепроницаемости:
XRAY - обычный статус в мирное время, водонепроницаемые двери открыты для удобства перемещения по кораблю
YOKE - статус военного времени (но не во время боя), водонепроницаемые двери закрыты, но могут быть открыты для перемещения по кораблю
ZEBRA - статус боевой/учебной тревоги. Все водонепроницаемые переборки задраены, для открытия любой из них нужно разрешение от Damage Control Central.

На любой двери, люке, кране или отверстии которое может быть закрыто есть пометка в виде буквы "X", "Y" или "Z" которая говорит в какой из статусов оно должно быть закрыто
Организация борьбы за живучесть на Американских кораблях
Например тут видна буква Х, то есть это люк должен быть закрыт все время.

Учения

Различные тренировки и учения по БЗЖ у нас на корабле проходили регулярно, где-то раз в неделю были учебные тревоги, в основном пожарные так как пожар это самое частое происшествие на корабле. Во время учебных пожарных тревог обычно привлекались только пожарные команды, остальной экипаж занимался своими делами. Реже (обычно во время подготовки к 6ти месячному походу или военный учений) были комплексные учения типа боевой тревоги с попаданием ракет, разбившимися самолетами, подводными пробоинами и так далее. В таких уже участвовал весь экипаж. Во время ремонта раз в два-три дня были учебные тревоги по тушению пожара в машинном отделении, так как после ремонта есть большая опасность пожара ибо в случае проблемы с отремонтированными трубопроводами может быть утечка топлива. Там нас муштровали сильно. Народ это ненавидел, так как это происходило летом в 30+ градусов жары, 95% влажность и без кондиционера. У нас к частью запуск двигателей после ремонта обошелся без проблем, а вот на соседнем эсминце таки была утечка топлива, правда без пожара (но наш корабль отправлял туда подкрепления на всякий случай).

Настоящий Пожар

Один раз мне таки пришлось участвовать в тушении настоящего пожара - дело было когда мы стояли на ремонте в выходные, я сдал вахту в 7:30 утра и пошел спать. Где-то в 9 утра по 1МС (корабельная громко-говорительная система) объявили пожарную тревогу. Так как мы не были на вахте то народ продолжил спать, так как пожарная команда вахты обычно сама справлялась с ним. Еще минут через десять (сильно взволнованным голосом :)) объявили что все кто находится на корабле должен немедленно придти в ангар для помощи с тушением пожара. Мы (нас на вахте в нашей БЧ было человек 6-10) вскочили, оделись и побежали в ангар. Ангар на тот момент был полностью заполнен дымом не смотря на то что все двери лифтов были открыты. Оказалось что горит помещение на одну палубу ниже ангара. Мы быстро одели OBA и пошли менять народ на пожарном рукаве. Обычно это работает следующим образом - рукав выдает 125 галлонов в минуту (480 литров в минуту) так что держать его дело тяжелое физически и каждые пару минут тот кто держит ствол меняется на сзади стоящего. В общем довольно быстро я оказался на стволе, после чего мои 12 минут воздуха закончились и пришлось идти назад. Там я поменял канистру на новую и еще раз спустился, в это раз я попал на инфракрасную камеру и оказался командующим рукавом. Меня минут через 5 сменили. Третий раз спускаться не пришлось так как пожар потушили. Пожар был очень горячий палуба ангара над тем помещением была темно красного цвета. Как потом оказалось причина была банальная - какой-то работник СРЗ кинул сигарету в помещение где держали швартовные концы. Но впечатления от тушения пожара были незабываемые - такой адреналин что потом хотелось еще много чего потушить :).

На этом в принципе все, если есть вопросы задавайте.

Более подробно об описанном можно почитать в главе учебника для матросов который описывает Damage Control.

Фотографии взяты с defenseimagery.mil и Википедии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В качестве ограды для участка многие выбирают сетку. Такой вариант имеет множество преимуществ. Он представлен в широком разнообразии. Прежде чем устанавливать вокруг своего дома ...
2-я часть в предыдущем посте: ссылка Я думаю, у вас не возникает вопроса - почему, показывая лунные фотографии, мы всё время говорим о киносъемке, а не о фотографировании. Дело в том, что в этих же световых условиях кроме фотографий параллельно снимается и кино. Следовательно, ...
У моей школы — юбилейная ( почти) дата — 70 лет. Я втайне надеялся, что про меня забудут и мне удастся избежать объяснений. По крайней мере в почтовый ящик приглашение не бросили. ...
А платье я так и не нашла. Даже намека на платье. Чтобы посмотреть и понять, о, да, это мое. Ничего не мое. Все на молодых, худых, подтянутых, успешных, белозубых, густоволосых, сиськастых, с упругой задницей, с плоским животом, с нисантиметражира на боках, с ростом не менее 175, с ...
Ждем вас на углу улицы Гоголя и бульвара Трех Столбов. Город: Москва, РФ. ...