Орёл. Ворота города.
soullaway — 18.06.2023 1По версии некоторых молодых людей лучшее место в Орле это железнодорожный вокзал. Нет, не потому что они любят железную дорогу. Всё куда прозаичнее. Оттуда можно куда-то уехать из города. Вот эта нелюбовь к месту, где живёшь, меня удивляет давно. Тут естественно можно сказать, что ведь я и сам уехал, но я-то переехал в город, который в 10 раз меньше Орла. Молодежь же стремится в Москву или Питер. Никакой другой географии там не существует. Вернее не существовало. Пока отбирал фотографии к серии об Орле, а посты тут будут больше личные, так вот пока рылся в старых снимках своих знакомых, заметил, что оказывается, среди них есть люди, уехавшие в Таиланд и Эмираты. Есть те, кто перебрался в Екатеринбург и Тулу. Так же география расширилась до Йошкар-Олы, Анапы и Владивостока. В общем, с годами понимаешь, что жизнь штука замечательная, интересная, но вокзал в Орле миновать практически невозможно. Тем более в городе нет аэропорта, а ездить на автобусах я лично не любитель.
Современный орловский вокзал построен с невиданным размахом. Для города с населением в 300 тысяч он будто строился на вырост. Насколько я могу судить, планы в Советском Союзе по расширению города были, и часть из них была успешно реализована, вот только 90-е годы внесли свои корректировки. Старый же вокзал не сохранился по банальной причине. Нашу страну пытались уничтожить и колоссальная часть исторического наследия у нас пострадала. Вообще, как только кто-то сейчас что-то начинает говорить в Европе о России, то его можно просто посылать. Европа должна каяться.
2
Исторический вокзал вот посещал как-то Николай Второй. Интересна цель визита. Из Орла тогда отправляли войска на Дальний Восток. Впрочем, до революции город был губернским центром и имел, куда большее влияние, чем сейчас. Окончательно же своего влияния город лишился после Великой Отечественной войны.
3
В конце 19 века вид от вокзала был для меня непривычным. Такое ощущение, будто это зарисовка не из города, а какого-то крупного села. Хотя стоит понимать, что и города у нас в ту пору были совсем не такими как сейчас. Странно тут то, что перед вокзалом нет площади, где могли бы останавливаться извозчики.
4
Сейчас же выйдя из вокзала, ты окажешься у ДК Железнодорожников. То есть так оно называлось до 2019 года. Теперь же это концертный зал местной филармонии. Чуть позже посмотрим это ДК подробнее, а пока вернёмся к вокзалу.
5
Примерно вот в таком состоянии он встретил 1943 год. Бои здесь были серьезные, и город сильно пострадал от войны. Опять же надо заметить, что таких городов у нас хватало в Советском Союзе. Европа же даже близко не столкнулась с подобным. Там всё прошло куда легче, ну не считая самой Германии. А уж Франция или Италия, можно сказать, не пострадали.
6
Ещё один снимок из 40-х годов. Это отправка первого поезда после освобождения Орла. Да, мой родной город не является городом героем, но зато он город первого салюта. Как раз после его освобождения и победы на полях Курской дуги ход истории был повёрнут в правильную сторону.
7
Когда-то у входа в вокзал стоял памятник Сталину и, конечно же, его надо вернуть. Кстати где все эти любители исторической справедливости? При Сталине сформировалась вся застройка в районе орловского железнодорожного вокзала. Памятник вписывался в ансамбль и был предусмотрен проектом, чего же люди со светлыми лицами не радеют за его возвращение?
8
Убрали памятник при Хрущеве и примерно так, парадная часть вокзала выглядит уже больше полувека. С небольшими нюансами, но в целом каким-то таким я и помню вокзал из своего детства. Хотя на момент когда делался следующий кадр, я ещё не родился и даже не был в планах.
9
Пройдём на платформу. Нельзя не отметить того, что тут было оживленно. Да, в общем-то, ещё в 00-х годах из Орла до Курска бегало штук 8 электричек. Теперь их осталось намного меньше. Да и в целом пригородное сообщение продолжает деградировать. Хотя всё это легко объясняется наличием пригородных автобусов и личного автотранспорта.
10
Фирменного поезда я не застал опять же в силу возраста, но помню времена, когда до Москвы от Орла надо было ехать 8 часов. Регулярно так и передвигались в юности. Тем более тогда существовала куча проходящих поездов с маршрутом вроде Кривой рог – Москва. Сейчас сами понимаете, это звучит как что-то из области фантастики.
11
Уйдём с площади на остановку троллейбусов. Снимок датируется 80-ми годами, но тут в первую очередь важны ларьки. Они благополучно простояли до конца 90-х годов. В одном из них перед летними каникулами тётка мне покупала пластиковых чудовищ с двигающимися руками. Боже, это был невероятный праздник. Купила-то она их сразу несколько, и я в тот момент был самым счастливым ребенком. На дворе кажется стоял 1993 год.
12
Но вернёмся в современность. Вход в вокзал выглядит вот так. Все эти модные сердечки для фотографий прилагаются. Ни разу мне не приходило в голову там сделать кадр. Хотя маленькие дети, кстати, любят это дело. Сын в свои тринадцать лет естественно туда не пойдёт, а вот шестилетняя дочь запросто.
13
Вид немного правее. Вокзал и здания тут построены симметрично. То есть такой же вид есть и за моей спиной. Вон к тем колоннам на самый верх можно было беспрепятственно подняться до этого года. Оттуда в свою очередь спокойно пройти на платформу не имея дела с любителями досмотра. За все свои визиты на вокзал я там бывал несколько раз. С этого года туда ходить запретили.
14
Переходим дорогу, и оказывается у бывшего ДК железнодорожников. Ну, тут понятно всё. Естественно появились лозунги о патриотизме, да и как им не быть? До Белгорода и Курска отсюда рукой подать. Опять же был я в Орле в преддверии 9 мая, а к этому дню у нас патриотизм всегда обостряется у чиновников.
15
Из нововведений выявили вот мемориальный комплекс, посвящённый железной дороге. Вклад в победу наших железнодорожников действительно огромен. Именно по железной дороге доставляются грузы и в мирное время, но в целом-то ведь это стратегический объект.
16
Щиты рассказывают о деятельности поисковых отрядов. То есть дело не только в лозунге «Никто не забыт и ничто не забыто». Люди работы ведут. Я когда-то занимался поиском павших бойцов в Первой Мировой войне. Занятие это непростое и требующее колоссального терпения.
17
Продолжение экспозиции. Как раз там, чуть правее и находится конечная остановка некоторых троллейбусов. Только вот этот транспорт в Орле переживает не лучшие времена и у меня ощущение уже несколько лет, что его скоро прикроют.
18
Дворец культуры и сам вокзал проектировал некий С. А. Мхитарян. К сожалению, я не смог выявить, где и что он ещё строил. Но зато точно его однофамилец, а может быть и родственник уже позже сделал многое для Еревана в архитектурном плане.
19
Что ж, перейдём к личным воспоминаниям. Для меня ДК открылся в начале 00-х годов. По какой-то загадочной причине там стали разрешать проводить концерты, но проводили их либо в фойе, либо в крошечном зале на втором этаже. К сожалению снимков местных групп, я никогда не видел, да и едва ли их снимали.
Кульминацией же мероприятий в этом ДК стал приезд «Гражданской обороны» в 2006 году. Паренек в пиджаке по центру фото и есть мой друг из Глазуновки, с которым мы встречаемся то в Омске, то в Новороссийске. Забавно, но именно с ним я дольше всего и общаюсь в жизни. Дружба началась с картриджей на приставки, ну а дальше в нашу жизнь пришла музыка. Лёшка вот играл на разогреве у Игоря Федоровича. В 1997 году, когда мы слушали его группу, такое представить себе было едва ли возможно.
20
Напоследок же вывешу расписание, снятое на вокзале. Конечно же это не полное расписание, но оно сильно отличается от того которое существовало в Советском Союзе. Но Союза нет, время идёт только вперед, и грустить тут нет повода. Отметил для себя загадочное название «Михайловский рудник». Никогда до этого не видел его среди направлений.
21
Дальше поедем в общежитие, где я рос. На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.
|
</> |