Опять-таки, праздник какой-то!...

Когда в последний раз были на концерте ирландской музыки, наткнулись на афишку "Музыка старой Чехии". И не удержались!
Друзья давно упрекают меня, что в музыкальном развитии я "застрял" в 17-18 веке... С радостью готов это признать. Орган, клавесин, камерные концерты барочной музыки - моя слабость...)) Почему-то не переношу "блямканье" рояля... А вот клавесин просто "ложится в душу"! На самом деле, в музыке я откровенный дилетант. Но, признаюсь, очень рад этому - сохраняю свежесть восприятия "дикаря"...)) Единственное, что огорчает - почти не запоминаю названия произведений и имена композиторов...
Вчера сходили на этот концерт. Старинную музыку чешских композиторов 17-18 веков исполнял ансамбль старинной музыки "Лаудес". Играли скрипка, клавесин, фагот, виолончель, и виол-д'амур (очень похоже на скрипку, но гораздо больше струн, и другой, более нежный оттенок звука), и вокальную партию вела певица с великолепным голосом (Виктория Носовская)! Звучало все великолепно, все инструменты прекрасно дополняли друг друга, сливаясь в гармонию. Ни один не выбивался из строя и не подавлял других. При этом, в общей гармонии можно было местами услышать каждый, и оценить его роль и вклад...
Должен признаться, что чего-то специфически "чешского" (по моим представлениям) я не услышал. При том, что все композиторы были этнически чехами, это была музыка Европы того времени... Правда, и Чехии тогда, собственно, не существовало. Чехи жили на территории Австрии, Богемии, Моравии, Силезии... И их композиторы внесли вклад в сокровищницу именно Европейской цивилизации, в русле общеевропейских музыкальных традиций. Я даже услышал в паре произведений явные мотивы Вивальди, и Куперена...))
Мне в память запали слова Стейнбека: "Фуги Баха, четкие, как уравнения" (с)... Я могу отнести эти слова ко всей европейской музыке того времени. Ощущение непревзойденного изящества, стройности, благородства... Я прямо видел себя окруженным кавалерами, при шпагах и в треуголках, изящными маркизами, и фарфоровыми статуетками.. При всех "украшениях", свойственных эпохе барокко, сохраняется поразительная стройность и чистота. Думается, именно такая музыка сыграла роль в появлении великих ученых и мыслителей, внесших вклад в развитие математики и естественных наук: Гюйгенса, Декарта, Лейбница, Ньютона, Эйлера, Ломоносова, Виноградова...
Меня восхищает еще радостная, солнечная ориентация этой музыки. Ассоциируется с солнцем, зеленью, или тихой, зимней ночью, с пушистым снежком... Поразительно, что такая музыка была в 17 веке, когда Европа на карачках вылезала из кошмара 30-летней войны...
А по возвращении, мы не удержались, с взялись пересматривать фильм Формана "Амадей". Хотя его трагичность несколько диссонировала с радостным настроением, но музыка "перевесила"...
Конечно, формат ЖЖ не предполагает неспешного наслаждения прекрасным и изящным, но не могу удержаться и не поделиться парой произведений, которые мы там записали... Вдруг, кто посмотрит и послушает?...)
PS
Созрела мысль: не реже, чем раз в месяц выбираться на подобные концерты!
К сожалению, следующий концерт, на который я "запал": "Мастера клавесина", проходит мимо... Мы будем в Андорре... Но там обязательно сходим послушать настоящую мессу в соборе, с органом...))
|
</> |