
Опять из жизни гениев (А. Герман "Последний поезд")


Надо сказать, что бОльшую часть фильма я смотрел на повышенной скорости, иначе просто это не осилить. Ну едет, например, в самом начале по снегу-морозу немецкая легковая машина - и вот минут 10 показывают как она едет: сзади показывают, сбоку, изнутри машины показывают снег, опять сзади... Ну, ясно уже все - прием такой - тоска, просторы... ну не 10 же минут, поневоле захочется убыстрить без потери информативности. Я заметил что фильм можно убыстрять и вдвое и даже в трое, в некоторых местах убыстрял в 4 раза.
Сюжет такой (если это можно назвать сюжетом): зимой 44-го на восточный фронт приезжает немецкий доктор из Берлина - на службу. Пока добирается до госпиталя из него все уже эвакуируются - русское наступление. Его как-то так непонятно забыли, и дальше уже он идет себе по снегу без шапки, кругом деревья, сначала идет один потом идут вместе с почтальоном. Разговоры дурацкие на немецком разговаривают (русские субтитры). Куда идут не понятно (почему-то идут без дороги по лесу и буеракам, прям по сугробам), почему без шапков тоже не понятно, где у них вещи - не понятно. Встречаются какие-то люди - и русские и нерусские (все это почему-то в лесу), все кашляют (это основной такой фоновый звук - кашель), иногда стреляют.
Ну, понятно, что парень хотел сказать: бессмысленность войны, приехали в чужую злую страну, холодно очень... Какой черт их сюда занес? Мысль прочитывается в первые 5 минут фильма, дальше она лишь доводится до абсурда. И абсурд этот слишком назойливый, нарочитый, его забивают в зрителя кувалдой до самого конца фильма. Ну тут уже какая-то драма абсурда начинается, типа Беккета... Смотреть это как-то странно неприятно. Не знаю - хотел ли этого автор? Предполагаю, что он просто никогда не был в зимнем лесу, никогда не оставался один где-то на природе (а не в городе в машине) во время пурги, он не знает сколько можно выдержать там без шапки... почему-то у него немцы бредут в расстегнутых шинелях в мороз, сидят и лежат прямо на снегу... Ну, в общем какие-то глупости, нелепости... Если замысел и был, то раскрыт он был в первые 5 минут, а все остальное лишь трата пленки, времени и терпения зрителей.
Фильм снят в папиной стилистике (а где свою-то взять?): ну там все черно-бело и постоянно показывают изнанку жизни, декорированную человеческими отправлениями - блевотой, кашлем, общей ободранностью...
В начале фильма в титрах - что, мол, снят при содействии кинокомитета при Министерстве культуры. Это надо, видимо, понимать так: пришел папа и выколотил наших с вами денег на хуйдожественные испражнения сынка. Ну он и испражнился...
Словом - бездарь окончательная. Смотреть надо бы именно из естественнонаучного интереса, ну там - "из жизни стрекоз", "из жизни гениев"... Что-то в последнее время мне даже понравилось просматривать в этом смысле всякую ахинею.
