Опоздавший бомбовоз


Ровно 80 лет назад, 21 мая 1945 года в строй британских королевских ВВС встал стратегический бомбардировщик Авро "Линкольн", представлявший собой значителльно усовершенствованный "Ланкастер" с увеличенной скоростью, дальностью, бомбовой нагрузкой и усиленным защитным вооружением.
Это был последний и наилучший английский тяжелый бомбардировщик, оснащенный поршневыми моторами, но он появился слишком поздно, чтобы успеть принять участие во Второй мировой войне. К моменту его принятия на вооружение боевые действия в Европе уже закончились, а на Тихоокеанском ТВД — быстро шли к финалу. И хотя британское авиационное командование планировало задействовать "Линкольны" именно там, пока шла постройка первых серийных машин и подготовка экипажей, Япония тоже успела капитулировать.
В результате, ни одного боевого вылета в ВМВ новейшие бомберы не совершили, а после ее окончания первоначальный заказ на 2250 "Линкольнов" резко сократили до 600 экземпляров, из которых 30 продали в Аргентину. Она стала единственным зарубежным покупателем британской новинки, поскольку больше самолет никого не заинтересовал. Остальные машины стояли на вооружении бомбардировочных скуадронов британскойй авиации до 1954 года.
К тому времени "Линкольн" уже считался безнадежно устаревшим, поскольку наступила эпоха реактивной авиации. Тем не менее, эти самолеты до 1960 года использовались в летных школах в качестве учебных машин, а также — в качестве "летающих стендов" для испытаний различных реактивных двигателей, РЛС и прочего оборудования. За время строевой службы "Линкольны" успели поучаствовать в колониальных войнах, которые Британия вела в Кении и Малайзии против местных национально-освободительных движений.
Аргентинцы использовали свои "Линкольны" гораздо дольше, но исключительно — друг против друга. В 1955 и 1963 годах эти машины принимали уастие в двух гражданских войнах между "красными" (так в Аргентине называют консерваторов) и "голубыми" (традиционное для Латинской Америки самоназвание либералов). Причем в 1955 году аргентинские ВВС поддержали "красных" (в честь чего летчики нарисовали на своих машинах красные полосы), а в 1963-м — наоборот, "голубых".
В общем, непростые у них там были коллизии, но "Линкольны" заметной роли в них не сыграли. Да и вообще, эта машина осталась в тени своего "старшего брата", заслужившего в годы Второй мировой яркую репутацию одного из жесточайших воздушных палачей и массовых убийц мирного населения. Однако об этом я уже писал.

Предсерийный экземпляр "Линкольна" без вооружения в январе 1945 г.


"Линкольны" в британской послевоенной окраске в полете и на аэродроме.

"Линкольн" из 57-го скуадрона RAF, 1946 год.
"Линкольн" из 214-го скуадрона RAF, 1952 год.
Аргентинский "Линкольн", участник гражданской войны 1955 года.
|
</> |