Опомнились, когда приперло: UH-1B XM-26 TOW, или как TOW получили воздушную
strangernn — 10.02.2022

UH-1B XM-26 TOW (
кликабельно)
Практически сразу же после появления ПТУР
BGM-71 ТOW американцы захотели применить их во
Вьетнаме. Особенно соблазнительной представлялась идея прицепить их
на вертолет, а из вертолетов, которые могли быстро и без напряжения
принять довольно тяжелый ПТРК с имеющим смысл количеством ракет у
них был тогда, пожалуй, только Хьюи, в смысле, UH-1 (UH-1B, если
точнее). Сначала, в 1970 году, американцы опробовали, как это
вообще работает,
убедились, что так можно - и ...убрали все
наработки на склад, сочтя управление такими ракетами с вертолета
слишком сложным. SS-11 у них получалось наводить, видите ли, а TOW
нет?!

замузеенный UH-1B XM-26 TOW (
кликабельно) +
еще фото.
Однако, когда
30 марта 1972 года северовьетнамские
войска начали массированное наступление с использованием
бронетехники через демилитаризованную зону - пришлось экстренно
вернуться к теме: 14 апреля 1972 года Военный департамент (DA)
приказал конструкторам MICOM снять с хранения подсистему XM26 и
отправить ее вместе с грузом ракет TOW на фронт во Вьетнаме. Через
неделю после получения приказа о развертывании три самолета C-141
вылетели во Вьетнам с двумя вертолетами Huey, двумя подсистемами
XM26 по 2 ПУ, с обученными расчетами и другим оборудованием.

Вид на противотанковый вертолет спереди (
кликабельно)
По прибытию XM-26 и прицельные комплексы
быстро прикрутили к вертолетам получив машины с обозначением UH-1B
XM-26 TOW. Две ПУ по три ракеты. Первый боевой пуск TOW в истории
был произведен CWO Кэрролом Лейном из команды "Hawk's Claw" 2 мая
1972 года. Эффективность новых ударных вертолетов оказалась очень
высокой (в специфических условиях Вьетнама, но все-таки): С 30
апреля 1972 г. по 11 января 1973 г. два Huey с ПТРК выпустили в
общей сложности 199 ракет TOW: 37 учебных и 162 боевых. Из
выпущенных в бою ракет 151 (93%) отработали штатно, а 124 (82%)
ракеты попали в различные цели.
Всего было уничтожено 27 танков, 21 грузовой
автомобиль, 5 БТР, 3 артиллерийских орудия, 1 зенитная установка, 1
122-мм реактивная установка (не понял, БМ-21 или какая-нибудь
партизанщина), 5 пулеметов, 2 57-мм орудия, 5 пещер, 8 ДЗОТов, 2
моста, 2 миномета, 2 склада боеприпасов, 2 джипа с ПТРК (с пусковой
установкой и с ракетами, но я не понял - советские или захваченные
американские?), 1 жилой дом. Было 11 отказов и 4 промаха (цифры не
сходятся, потому что некоторым целям одной ракеты не хватало,
пришлось повторять).

Пульт наведения ПТУР TOW (
кликабельно) +
схема.
Один из промахов получился от лишнего
старания: когда наводчик выпустил ракету на дальность свыше 3000
метров и потерял ее, когда кончился провод наведения. Феноменальные
показатели, конечно, получились только потому, что стрельбой
занимались не только и не столько военные, сколько эксперты из
Hughes Aircraft, которые могли вытворять с TOW все и еще немного.
Однако, даже с поправкой на операторов-экспертов, эффективность
вертолетов с TOW превзошла все ожидания и заставил американцев
принять TOW в качестве основного вооружения на новейшие
противотанковые "Кобры".
+
к концу мая 1972 года они настреляли
уже 24 танка (10хT-54, 6хPT-76, 8хM-41)!
+
UH-1B XM-26 TOW над
Вьетнамом.
+
Боевой счет на борту машины
+
испытания прототипа ударного
вертолета