"Ополченочка". Размышления о фильме.
pereklichka — 07.02.2022Наконец-то посмотрел фильм, который рекламируют как "первый художественный, снятый на территории Луганской Народной Республики", к тому же рассказывающий о войне в Донбассе" — "Ополченочка". Режиссёр - Алексей Козлов, соавторы сценария: Б. Табачник, В. Платуха, Р. Разум. Производство: "Лугафильм".
Вообще-то картина вышла на экраны кинотеатров ЛДНР ещё в 2019-м, а в ноябре 2021-го она появилась и в интернете. Но что-то меня останавливало эту картину смотреть. И даже знаю, что именно останавливало — крайне неудачное, пошлое название. Внутренний голос предупреждал: "Не может быть хорошего фильма с пошлым названием". И ведь не ошибся.
Сюжет фильма в принципе вполне пригодный. Главные его героини —три молодые женщины, разными путями попавшие в Ополчение и оказавшиеся там в составе одного танкового экипажа — необычного: женского. Одна из них — бывшая "тусовщица", театральный режиссёр из Санкт-Петербурга, потерявшая в Ополчении брата-добровольца; другая — школьная учительница истории; третья — автогонщица, над которой надругались "герои АТО", и у которой на её глазах садистски убили близких друзей. Война, любовь, раскол, идущий по стране, по семьям и по судьбам людей... Вполне реалистичные биографии и реалистичный сюжет, из которого можно было бы сделать хорошее кино. Но, увы, не сделали...
На мой взгляд, главный недостаток этого фильма в том, что его герои на протяжении почти всей картины разговаривают друг с другом не нормальным человеческим языком, а по большей части лозунгами, газетными заголовками и цитатами передовиц. Такое впечатление, что не сценаристы для этого фильма диалоги писали, а курсанты советского военно-политического училища готовили для окружной конференции ВЛКСМ текст выступления о происках империализма. Ну, не разговаривают так люди в реальной жизни! Даже во время войны.
Понятно, что авторы хотели нагрузить картину высоким идейным содержанием, чтобы выходя из зала, зритель наверняка уразумел, кто на этой войне плохой, а кто хороший. А заодно уж и краткий курс истории от Рюрика до наших дней усвоил. Но, уважаемые авторы, люди-то приходит в зрительные залы не на политинформацию, а в кино! И чаще всего — они не полные идиоты. А для того, чтобы донести до зрителей ту или иную мысль существуют: 1) художественные приёмы и 2) соответствующие выразительные средства кинематографа. Благодаря чему и рождается то, что зовётся искусством.
Игра актёров. Что тут скажешь... Некоторые — играли. К сожалению, далеко не все: ряд исполнителей нельзя было подпускать к съёмочной площадке на пистолетный выстрел. Хочется спросить режиссёра: а стоило ли вообще при отсутствии нормального сценария, нормальных актёров, нормального финансирования, да и опыта создания подобных игровых фильмов у самого режиссёра (театрального, насколько известно) браться за съёмки, чтобы в итоге вынести на экран заведомую самодеятельность уровня любительского спектакля? Или, подобно героям американского фильма "The Producers" ("Весна для Гитлера"), создатели "Ополченочки" исходили из формулы: бездарный сценарий + слабый актёрский состав + неумелый режиссёр = гениальная постановка?
Даже самые сильные сцены фильма, как, например, сцены издевательств и убийств мирных людей украинскими националистами, до настоящей драматургии не дотягивают, хотя они практически документально воспроизводят реальные события (автору этих строк не раз приходилось видеть людей, подвергавшихся пыткам украинских карателей и военных — да, это страшно).
Вообще лучше и убедительнее всех в "Ополченочке" сыграли свою роль — танки. Хорошо смотрятся в кадре и стреляют 120-мм миномёты, артиллерийские орудия и РСЗО. Всем танкистам, артиллеристам, сапёрам, пиротехникам, принимавшим участие в съёмках — искренняя признательность: они, пожалуй, единственные, кто отработал свою задачу при создании этого фильма хорошо.
Так называемые "ляпы". Их, слав Богу, не много, и они не так сильно портят фильм, как упомянутые выше диалоги-политинформации и профессиональная беспомощность части актёрского состава. Но "ляпы", как и в любой картине, имеются — и в боевых эпизодах, и в изображении быта. Хотя простой зритель, не бывавший на войне и в Донбассе, вряд ли их заметит. А вот участникам событий они "режут глаз". Приведу один пример.
Главная героиня, Катя, приезжает в часть казачьего атамана Егора. Судя по закадровому тексту и мелькнувшему на экране белому Камазу с гуманитарной помощью, дело происходит в конце августа 2014 года. А в комнате атамана Егора видим плакат с нынешним гербом ЛНР — красной звездой. Конечно, никаких красных звёзд на гербах весной-летом 2014-го не было и в помине. И быть не могло: Русская Весна в конце августа ещё не была окончательно задушена, не были отстрелены или выдавлены из Ополчения те, кто его создавал и начинал в Донбассе борьбу за Русский Мир; ещё не запретили употребление термина "Новороссия", а Национальную Русскую символику в Луганске не успели подменить партийными красными звёздами.
Уточняю для тех, кто не в курсе или забыл: в период Русской Весны в качестве герба ЛНР использовался двуглавый орёл, затем его сменил герб Луганской области, увитый Георгиевской лентой. И только в конце октября 2014-го, когда идеология русского добровольчества первой волны выжигалась в Донбассе калёным железом, в ЛНР нарочито учредили герб с красной звездой, напоминающий о партии, столь много сделавшей для отделения Малороссии, Новороссии и Крыма от России и для создания сепаратистской Украины. Мелочь. Но такая, которая бросается в глаза всякому, кто воевал в 2014-м. А из мелочей и складывается достоверность любого фильма.
Отдельно о музыке. В "Ополченочке" её много. Олег Ломовой, Чичерина, группа "7-Б" — их песни прекрасно подобраны, к месту наложены на видеоряд и способствуют созданию нужной атмосферы. Это удача авторов. Но и в данной бочке мёда, увы, не без изрядного ковша дёгтя. Как бы это получше объяснить...
Допустим, мы задумали издать антологию русской поэзии. И отобрали для неё лучшие произведения Пушкина, Ахматовой, Есенина, Савина, Блока и др. А потом — благо сами мы издатели, а "хозяин - барин" — взяли и втиснули в эту антологию свои собственные вирши времён школьной поры чудесной. Вот примерно такой же дикий диссонанс получился и с музыкой в "Ополченочке". Не хочется обижать автора (надеюсь, он поймёт правильно), но фильм значительно выиграл бы, если из него убрали все околомузыкальные перлы сочинения и исполнения Романа Разума. Ну, нельзя назвать то, что делает Роман - ни стихами, ни музыкой, ни пением! Вообще "Военно-музыкальный ансамбль"— это должна быть не группа пацанов, наряженных в военную форму и выдающих под некие звуки музыкальных инструментов "идеологически правильные" тексты. Истинная военная песня — это то, что по-настоящему трогает душу всякого человека, а в особенности душу солдата. Песня должна быть — талантливой.
Быть может, Роман Разум когда-нибудь такую песню напишет — чего я ему искренне желаю — а пока этого нет, нужно иметь толику профессионализма, чтобы на благо своей же картины не лезть в кадр и уметь "наступить ногой на горло собственной песне" (в прямом смысле этого выражения).
Впрочем, всё это о художественной стороне фильма. Точнее о почти полном её отсутствии. Но несколько слов нужно сказать и об идейном содержании. Увы, набившие оскомину попытки коррелировать события в Донбассе с Великой Отечественной Войной "Ополченочку" не миновали. Эта натянутая, отовсюду выпячивающая в фильме, корреляция абсолютно ничего не объясняет зрителю о реально происходящих сегодня на Украине процессах. А прорывающиеся в картине (на радость украинско-националистической пропаганде) вздохи об СССР окончательно уводят его в сторону от понимания явления Русской Весны и борьбы за Русский мир. Напомню — Русский, а отнюдь не советской. Как же авторы фильма могут объяснить зрителю, кем, против кого и за что велась и ведётся борьба в Новороссии, если они и сами, похоже, этого толком не понимают, донимая зрителя лишь дежурными мантрами про "фашизм" и т.п. Неужто и через столько лет после 2014-го кто-то ещё не осознал, что нынешнее противостояние — это не борьба "фашистов" и "антифашистов"? Что в современно мире давно уже действуют другие политические реалии и противостоят с обеих сторон совершенно иные силы? Не понимать этого, застрять в понятиях и категориях середины, а то и начала прошлого столетия — значит заведомо проиграть борьбу. И это касается уже не только авторов фильма.
Почему я всё это пишу? Потому, наверное, что за 8 лет, минувших с начала Второй февральской революции в Киеве, на экраны вышло уже несколько фильмов о трагедии гражданской войны на Украине, но так и не появилось ни одного достойного, который бы талантливо рассказал о поистине поворотном событии отечественной истории, именуемом Русской Весной. И о тех удивительных людях 2014-го года из Украины и Великороссии, мужчинах и женщинах, что, оставив свои дома, работу, семьи, вступали добровольцами в Ополчение; о настоящих патриотах, с коими находиться рядом и плечом к плечу стоять в огне — было Честью.
Не разглашу военной тайны, если скажу, что кино — мощное оружие. Особенно во время войны. Не случайно украинские сепаратисты, словно пирожки, из года в год выпекают свои бесконечные пропагандистские кино-агитки о "героях АТО" — такие же лживые и бездарные, как и весь сегодняшний киевский режим. А чем отвечаем мы? Нам нужны новые "Баллады о солдате" — настоящие, высоко художественные, пронзительно правдивые фильмы. Такие, чтобы трогали сердца зрителей по обе стороны фронта, заставляли людей сопереживать и задумываться над происходящим. А мы пока отплёвываемся "Ополченочками" — такими же посредственными агитками, только с другой стороны. А ведь ещё в 2017 году заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов совершенно справедливо заметил: "Нам необходим фильм или сериал про Новороссию... Мы ждем талантов, мы ждем, чтобы к нам обратился кто-то, кто нам даст хороший сценарий... Пока такого сценария у нас нет, мы ждем и надеемся, что такое хорошее кино должно быть создано».
И что же?.. В Новороссии и во всей России не нашлось талантливых людей? Это не так. Могу засвидетельствовать: летом 2014 года, в период самых тяжёлых боёв, в Донбассе оказалось невероятно много не только отчаянно смелых, но и талантливых людей, которых с полным правом можно назвать цветом русской интеллигенции. Нет, не советской и либеральной образованщины, а настоящей Русской патриотической Интеллигенции — писателей, поэтов, художников, журналистов, инженеров... Там, на фронте, под завывание мин и пулемётные очереди рождались гениальные стихи, звучали настоящие песни... У меня на книжной полке уже несколько лет лежит потрясающий сценарий, принадлежащий перу талантливого драматурга, ополченца, военного корреспондента Юрия Юрченко, когда-то написавшего гениальную трагедию в стихах — "Фауст и Елена". Того самого Юрия Юрченко, который пройдя все круги ада в украинском плену, получил на госпитальной койке из рук Командующего самую почётную медаль Ополчения — "За оборону Славянска" № 0001. Сценарий, написанный кровью, в котором нет ни нравоучительных диалогов, ни тени выдумки, ни нотки фальши. Найдётся ли когда-нибудь тот продюсер и тот режиссёр, которые сумеют воплотить этот или подобный ему сценарий в фильм? Будем надеяться.
А пока вернёмся к "Ополченочке" и подведём итог. В общем, не стреляйте в авторов: они, как тот пианист, играли и снимали, как умели. Хотели снять Великий Фильм, а получился — "Лугафильм". Не удивлюсь, кстати, если имя для новоиспечённой Луганской киностудии придумал тот же могутный ум, что дал название и её первой кинокартине: ох, чувствуется "рука мастера" (для справки: в России есть город Луга и река Луга, с которыми лично у меня это название и ассоциируется, но никак не с Луганском). Боюсь, после "Ополченочки" термин "Лугафильм" сделается нарицательным для обозначения всякой малохудожественной пропагандистской серятины на тему событий на Украине и в Донбассе.
И.Б. Иванов (в 2014 г. — начальник Политотдела Ополчения ДНР).
#РОВС #новороссия #рецензии #ополченочка
|
</> |